МКС МОЖЕТ "ПРОЛЕТЕТЬ"

"Я так понимаю: если уж мы с американцами партнеры в строительстве и эксплуатации Международной космической станции, то должны помогать друг другу. Разве не так?" - задает риторический вопрос заместитель генерального конструктора РКК "Энергия", директор российской части программы по МКС, летчик-космонавт и дважды Герой Советского Союза Валерий РЮМИН.

- Но в последнее время, - продолжает Валерий Викторович, - на многие наши важные предложения заокеанские коллеги отвечают категоричным "нет". И раньше порой не обходилось без трудностей, однако на первом этапе, в 90-х годах, мы научились понимать, слышать друг друга, совместными усилиями находили оптимальные решения. Был заложен неплохой фундамент эффективного сотрудничества. Сегодня становится реальной опасность появления в этом фундаменте трещин. Похоже, американских коллег это не особенно волнует...
С оценками Валерия Рюмина, высказанными с присущей ему прямотой, согласны многие специалисты подмосковного Центра управления полетами, РКК "Энергия" и ряда других космических центров. Мои собеседники приводили примеры позитивные и негативные, но все обязательно упоминали о странной реакции США на предложение российской стороны увеличить длительность работы экспедиций с полугода до года. "Мы пришли на выручку Америке после аварии многоразового корабля "Колумбия", а они в ответ вставляют нам палки в колеса", - сетуют в ЦУПе. Чем же так недовольны наши специалисты?
Американские многоразовые "шаттлы" не летают после аварии "Колумбии" уже почти полтора года. Когда возобновится их эксплуатация, не очень ясно. Пока старт в очередной раз отодвинут на май 2005 г., но вполне возможно, что это произойдет в 2006-м, а то и позже. Вся тяжесть строительства МКС, доставки грузов и экипажей легла теперь на одну Россию. Мы экономим Соединенным Штатам более полутора миллиардов долларов в год (каждый полет "шаттла" обходился американцам в полмиллиарда). При этом бюджет NASA на 2004 г. составляет 15,6 миллиарда долларов, а Россия на весь "космос" - гражданский и военный - может выделить в двадцать раз меньше - 700 миллионов. Странно получается: российская космонавтика, надрываясь, залезая в долги, тащит общий воз, подставив в трудную минуту плечо партнеру, но американские партнеры даже не подумали предложить компенсировать России дополнительные расходы. На наши запросы руководители NASA уклончиво отвечают, что этот момент требует обсуждения (которое непомерно затягивается). И хотя ради экономии средств экипажи МКС пришлось сократить с 3 до 2 человек, финансовая нагрузка для России остается непосильной.
Чтобы как-то развязать тугой узел, наше Федеральное космическое агентство (ФКА) и предложило Штатам продлить срок работы на орбите каждого экипажа до одного года. В этом случае, меняя через 6 месяцев (таковы правила) пристыкованный к станции корабль "Союз", Россия могла бы попутно отправлять в недельный полет на МКС двух космических туристов. Заработанные 40 миллионов долларов (в год) можно было бы направить на обслуживание и дальнейшее строительство Международной станции. Казалось бы, всем выгодно. Однако Штаты не согласились с предложением: мол, не готовы пока астронавты к столь длительным полетам. А что, спрашивается, здесь такого особенного? Валерий Поляков летал 437 суток, Сергей Авдеев - 379, Владимир Титов и Муса Манаров - по 365... Но заокеанские партнеры упорно стоят на своем. "Мы пока не имеем, - говорится в витиеватом официальном ответе NASA, - достаточных контрмер, чтобы противостоять влиянию на экипаж эффектов космического полета большой продолжительности". Российский многолетний опыт, выходит, не в счет? Создается впечатление, что они просто ищут повод для отказа.
В этом убеждает многое. Вот хотя бы нынешний незапланированный выход в открытый космос. Надо отремонтировать один из двух вышедших из строя американских гиродинов, с помощью которых поддерживается ориентация станции. Ситуацию осложнила еще одна неприятность: американские скафандры оказались непригодными для выхода. Поэтому Геннадий Падалка и Майкл Финк должны работать в российских космических костюмах "Орлан". Речь идет о ремонте американской техники. Однако опять вопрос о компенсациях американцы отодвигают "на потом": мол, вот когда будем обсуждать все аспекты... Я спросил Рюмина: "Почему так странно ведут себя партнеры из Соединенных Штатов?"
- После прихода к власти команды Джорджа Буша сменилось руководство и Национального космического агентства (NASA), - говорит Валерий Викторович. - Может быть, президент Америки и руководитель NASA Шон О'Киф считают МКС "чужим успехом", как бы достижением прежней администрации США? Это была бы неприглядная позиция. Нельзя ставить под удар впечатляющий международный проект, в котором участвуют полтора десятка государств...
Кстати, на среднем уровне российские и американские специалисты вполне находят общий язык. Многим в США тоже не нравится нынешняя жесткая политика NASA. Но вслух говорить об этом опасно. Руководители NASA объявили: "Кто только заикнется о компенсациях России, может сразу считать себя уволенным". Такие дела.
- Раз США против годовых полетов экипажей, может ли Россия действовать самостоятельно? Тем более что в нынешнем году завершаются наши обязательства по Международной космической станции...
- Да, в соглашении записано, что после начала пилотируемых полетов на МКС Россия будет принимать участие в доставке на станцию американских астронавтов и, естественно, российских космонавтов, а также грузов ровно 50 месяцев. Этот срок завершается в конце нынешнего года. Но наши коллеги из NASA ссылаются в качестве контрдовода на другой пункт соглашения, в котором предусмотрено еще одно условие: Россия должна направить на МКС 11 "Союзов". Эта цифра появилась потому, что американцы вначале планировали полеты своих астронавтов продолжительностью не более трех месяцев. А сейчас экспедиции работают на станции по полгода. Естественно, надо меньше "Союзов". Таким образом, главным все-таки является пункт, в котором указан конкретный срок - 50 месяцев. После этого мы не обязаны доставлять американцев на МКС, по крайней мере бесплатно...
- Значит ли это, что после окончания срока можно отправить на МКС только российский экипаж или же смешанный, например, с участием европейских космонавтов? Корабль ведь наш, космодром тоже арендуем мы, кто может помешать России?
- Такой вариант я бы не исключал, особенно если не удастся договориться с NASA по финансовым вопросам. Но надо понимать, что это конфликтный и, значит, самый крайний вариант. Технически осуществить такой полет несложно. Уже следующей весной мы могли бы отправить на МКС свой экипаж. Но тогда на первый план сразу выйдет политический аспект. Руководители NASA наверняка обратятся к президенту США, он позвонит главе российского государства, подключатся внешнеполитические ведомства... То есть этот вопрос в любом случае необходимо согласовывать на политическом уровне. Если же говорить о технических аспектах, то мы готовы к любому варианту.
- Указана ли в соглашении квота: сколько наших космонавтов может работать на МКС после окончания срока наших обязательств?
- Мы имеем право отправлять на станцию трех космонавтов, которые, сменяя друг друга, будут работать там постоянно.
- А как же американцы?
- Это вопрос к ним. Ведь первоначально планировалось, что в США будет создан транспортный пилотируемый корабль на шесть человек, большой жилой модуль и еще один блок. Все этого позволило бы работать на МКС шестерым членам экипажа. Но потом в Америке решили не строить ни транспортный корабль (он должен был выполнять еще и функции спасателя), ни большой блок... И сейчас на МКС есть только один жилой модуль, изготовленный в России. В нем могут нести вахту не более трех человек.
- В состоянии ли Россия построить еще один жилой модуль, чтобы на орбите одновременно находились шесть человек?
- Конечно. У нас, кстати, есть такой проект. Когда на заводе имени Хруничева изготавливали первый грузовой блок "Заря" для МКС, заодно делали и запасной модуль. Мало ли что - вдруг первый запуск не получится... Сейчас запасной отсек лежит без дела. Есть корпус, еще кое-что, надо только поменять "начинку" - и второй жилой модуль будет готов к эксплуатации. Однако опять все упирается в деньги: нет заказчика.
- Какова цена вопроса?
- На изготовление жилого модуля нужно примерно 100 миллионов долларов.
- А в каком состоянии находится европейский модуль?
- Уже готовы не только европейский, но и японский блоки. Однако доставить их к МКС должны американские "шаттлы". Вот два модуля и ждут своей очереди.
- Сообщалось, что идет строительство также европейского грузового космического корабля...
- "Энергия" участвует и в этом проекте. В ближайшие дни отправляем в Европу первый летный комплект аппаратуры, который записан за нами. Другое дело, что потребность в этом мощном грузовике появится, когда экипаж МКС будет состоять из шести человек. А для обеспечения грузами двух-трех космонавтов вполне хватит и наших "Прогрессов".
- В феврале совет Европейского космического агентства утвердил программу создания стартового комплекса для запуска российских ракет-носителей "Союз" с космодрома Куру в Южной Америке. Первый запуск запланирован на 2006 год. Расширит ли это возможности России на мировом рынке коммерческих запусков?
- Не знаю. К сожалению, мы все больше соревнуемся, конкурируем сами с собой. Первым конкурентом стал "Морской старт", теперь вот появятся площадки в Куру, есть еще и новый проект передвижного "сухого" старта... Сами у себя отбираем заказы. Уместно вспомнить: когда завод Хруничева в свое время резко снизил цены на носители, то мировой рынок этим демпингом был подорван. И сейчас все ракетостроительные предприятия страдают, включая и центр Хруничева, надо все-таки при разработке любого проекта думать о последствиях. Потребности в запуске спутников не беспредельны. С 1996 было выведено на орбиту около 60 зарубежных космических аппаратов (за эти работы получено примерно 2,5 миллиарда долларов). Однако резкого увеличения заказов ждать не стоит. Значит, нужна очень четкая стратегия нашего участия на мировом рынке запусков.