В Касабланке марокканцы вспоминают Антуана де Сент-Экзюпери

В Касабланке марокканцы вспоминают Антуана де Сент-Экзюпери

В эти дни особенно многолюдно в маленьком ресторанчике "Мальчик-с-пальчик" в городе-порте на Атлантике - в Касабланке. Это и понятно. В Королевстве Марокко отмечают 105-летие со дня рождения Антуана де Сент-Экзюпери, который провел в этой стране, возможно свои лучшие творческие годы.

В этом ресторане была самая изысканная европейская кухня с пивом, креветками, омарами и сардинами, получившая название "буржуазной". В его небольшом зале и при входе под аркадой белого дома французской колониальной постройки любили отдыхать в двадцатые-тридцатые годы прошлого столетия летчики почтовой авиаслужбы "Аэропосталь". А заводилой в веселой кампании, как рассказывает хозяин заведения, был Антуан де Сент-Экзюпери. Надо отдать должное марокканцу. Он с бережностью относится к своему заведению и небезосновательно считает его музеем автора "Маленького принца".

Корр. ИТАР-ТАСС попал туда в ранний час. На стук в закрытую дверь сразу откликнулся официант Саид. Он и начал своеобразную экскурсию по залу. На стенах висят в рамочках старые меню. Прямо на них Антуан писал своим бисерным почерком письма друзьям, в том числе Анри Гийоме, которому посвящена книга "Планета людей".

Наскоро сделанные рисунки Сент-Экзюпери впечатляют. Так, на одном из меню он изобразил свое стремление попасть в рай, как написано в письме. При этом писатель добавляет, что туда попасть трудно, если он вообще существует. Лаконичным штрихом прочерчен горизонт любимой им пустыни Сахара. Над ней с крылышками ангела поднимается сам Антуан. Но улететь в поднебесную не может, его удерживает вбитый в песок кол с веревкой, к которой привязан летчик.

Интересен и его другой набросок перьевой ручкой. Опять же - дюны Сахары, а по ним бредет летчик, сзади которого валяются мешки с почтой. Пилот попал в аварию, о чем, собственно, и пишет Антуан другу Гийоме.

На третьем рисунке, идет колонна летчиков по пустыне. Впереди Гийоме, а за ним тянутся друг за другом на веревочке пять его учеников-авиаторов. Наконец, - рисунок со столом с чернилами и бумагой в Кап-Джуби на юге Марокко, где Сент-Экзюпери работал начальником аэродрома. Этот мотив часто повторяется в набросках писателя, который только по иронии судьбы не стал художником.

Рядом с рестораном, на бывшей площади Франции, все еще красуется когда-то лучший в Касабланке отель "Эксельсиор". В нем останавливался писатель. Его он обожал и рассказывал, как любовался из окна мединой восточным базаром, где купил красный с узорами марокканский ковер, который постоянно возил с собой при переездах.

"Приезжай жить ко мне, - писал он в 1931 г своей жене Консуэло, ставшей прообразом капризного цветка в "Маленьком принце". - Ты будешь счастлива в Марокко. И наполни мой дом чудесным беспорядком. Пиши на всех столах. Они твои. И внеси сумятицу в мое сердце". Как говорят теперь в администрации отеля, так оно и было.

В 1932 г чета уехала из Касабланки, а французская колония, восприняла это событие как катастрофу. Действительно, в мемуарах друзей Сент-Экзюпери есть такие строки: "Мощный летчик и его миниатюрная жена заставляли жизнь в Касабланке бурлить. А саму чету сравнивали с героями Диснея - Антуан был неуклюжим медведем, а Консуэло - легкой птичкой".

Когда ходишь по площади Франции с отелем "Эксельсиор", улице, где все еще стоит ресторанчик, по медине, дышишь морским воздухом шумной Касабланки, невольно вспоминаешь великого гуманиста, оставившего нам в наследие вечные ценности добра и загадки Востока.