ВРЕМЯ МЫТАРЕЙ

Вслед за майским отключением энергосистемы в Москве и других регионах Центрального федерального округа техногенные аварии, хоть и не столь масштабные, посыпались одна за другой (во всяком случае, стали привлекать к себе повышенное внимание). Вышел из строя, оставив на время полгорода без воды, магистральный водовод в Архангельске. Погрузилась во тьму немалая часть города Сочи. Наконец, случилось вопиющее "заражение" нефтью из опрокинувшегося железнодорожного состава части территории и водных артерий в Тверской области. Экономические потери исчисляются серьезными суммами. О том, почему при избытке денег (размер Стабилизационного фонда приближается уже к триллиону рублей) наше хозяйство, инфраструктура оказываются столь уязвимы, как это связано с общим состоянием экономики, размышляет директор Института проблем рынка РАН, академик Николай ПЕТРАКОВ.

- Николай Яковлевич, кого нам винить в такой вот серии техногенных аварий в стране?
- Любое техническое сооружение имеет ограниченный запас прочности. Если не ремонтировать Эйфелеву башню, то она рухнет. Без регулярного техобслуживания развалятся даже такие сооружения, как Суэцкий, Панамский или Беломорско-Балтийский каналы, не устоят и небоскребы. Но было бы недальновидно объяснять причины нынешних катастроф в энергетике, жилищно-коммунальном хозяйстве, на транспорте только действиями нерадивых технических специалистов. Экономика страны - сложнейший механизм, который требует постоянной настройки, как и любой из трансформаторов на электроподстанции в Чагино. В начале прошлого века крупный русский ученый А.А. Богданов в своей книге "Всеобщая организационная наука" написал, что "скорость движения армии равна скорости движения ее обоза". По-моему, президент, отчитывая энергетиков за эту аварию, выразил ту же самую мысль - никакие успехи управленцев в игре акциями на мировых энергетических рынках не подменят повседневной, кропотливой работы в реальном секторе экономики.
К сожалению, реформы в экономике нередко оборачиваются лишь увеличением тарифов. В 2003 году чистая прибыль РАО ЕЭС составила около миллиарда долларов. В прошлом году она, как выяснилось, увеличилась почти в 2 раза. Энергетики утверждают, что и этих доходов мало для ремонта и обслуживания оборудования энергосистемы. Поэтому, мол, надо увеличивать тарифы на электричество для населения, так как еще 8 тысяч объектов находятся в таком же плачевном состоянии, как и чагинская подстанция. Куда же делись десятки миллиардов рублей прибыли?
- Может быть, основные доходы РАО ЕЭС, которое является государственной компанией, уходят в федеральный бюджет?
- Не будем лукавить - РАО ЕЭС не является чисто государственной компанией. 49 процентов ее акций принадлежат частным владельцам, и каждые 49 копеек от рубля прибыли уходят в кошельки совладельцев акционерного общества. К примеру, себестоимость одного киловатт-часа на Саяно-Шушенской ГЭС в Хакасии - 3,5 копейки. Компания покупала его по 5,5 копейки, а перепродавала красноярским производителям алюминия - по 26 копеек. То есть получалось почти 400 процентов навара с каждого киловатта. Но и этого показалось мало. Захотелось удвоить доход, и с владельца алюминиевых заводов затребовали по 46 копеек за киловатт...
Мне не раз приходилось говорить и писать о хищнической сущности российских управленцев, желающих любой ценой получить прибыль. Они во многом и доводят российскую экономику до техногенных катастроф. Вот пример их "авангардных" методов управления. В 1996 году мы отмечали печальную годовщину землетрясения в Южно-Сахалинске, унесшего сотни жизней и целиком уничтожившего город. Еще тогда на заседании правительства была названа и одна из причин трагедии - закрытие в целях экономии 52 сейсмических станций. Сейчас выясняется, что на ремонт подстанции в Чагино и надо-то было всего 500 тысяч рублей. Сэкономили, кое-как подлатали и - потеряли миллиарды. И такая система управления у нас называется талантливым менеджментом.
Мы сейчас обсуждаем техногенную катастрофу в энергетике, потому что она произошла в Москве. А разве крупнейший прорыв водовода в Архангельске, когда полгорода остались без воды, не является следствием развала отечественного ЖКХ, в котором без конца меняют управленцев, но не меняют трубы?
- Не слишком ли вы драматизируете ситуацию?
- По данным МЧС России, износ машин и механизмов на транспорте, в энергетике, в промышленности и жилищно-коммунальном хозяйстве достигает 50 - 80 процентов. В то же время правительство по сути ничего не вкладывает в обновление основных фондов, несмотря на то, что деньги у него есть - Стабилизационный фонд уже приближается к триллиону рублей. На эти деньги можно обновить не только все трансформаторные подстанции, но и дать работу многим тысячам россиян, едва сводящим концы с концами. Так нет, наши правительственные мытари предпочитают держать миллиардные капиталы в западных банках, а для ремонта будут отнимать у народа последние копейки. Поэтому, во всяком случае, новых техногенных катастроф нам не избежать.
- Неужели все дело только в несостоятельности управленцев?
- К сожалению, наши менеджеры воплощают в жизнь самую первобытную - грабительскую модель капитализма. Колоссальные богатства принадлежат относительно небольшой группе людей, успевших в период дикой приватизации отхватить лакомые куски собственности. Шейхи Арабских Эмиратов, владеющие несметными нефтяными богатствами, считают своим долгом делиться ими с народом, потому что "нефть от Аллаха и принадлежит всем". Наши олигархи не являются "мотором нации", и интересы общества волнуют их меньше всего. Министр Минэкономразвития Герман Греф уже открыто признал, что ни о каком удвоении ВВП не может быть и речи.
Говорят, у нас доходы растут. Не надо смотреть на высокие заработки газовиков и нефтяников. Обратите внимание на нищенские зарплаты - 2 - 5 тысяч рублей тружеников села, учителей, младшего медперсонала, культработников. Разве эти люди способны искренне любить свое Отечество, отстаивать свои права, строить новое общество? Не случайно министр регионального развития Владимир Яковлев забил тревогу: страна спивается. Больше 4 миллионов алкоголиков - это уже не техногенная, а более страшная - моральная катастрофа национального масштаба. Электрическую подстанцию еще можно восстановить. Но кто будет ее обслуживать, если даже среди персонала АЭС обнаруживают наркоманов?
- Как можно остановить сползание в кризисную яму?
- Не грабить страну, не уподобляться средневековым мытарям, которые снимали с человека последнюю шкуру. Если наши министры считают, что российские женщины мало рожают, то надо платить им на содержание малыша не позорные 70 рублей, а хотя бы среднестатистическую зарплату. Не могу понять - зачем нашим министрам мертвые доходы? Что дадут нам эти деньги, если в поле не уродится собственный хлеб, на ферме не останется коров, в магазине не будет отечественных тканей? Все эти денежные запасы в таком случае уйдут в другие страны, причем за любые товары (зная нашу нужду в них) с нас будут драть в 3-5 раз дороже...