ГОСПОДИН РУБЛЬ

Когда несколько недель назад авторитетные члены Общественной палаты предложили чиновникам использовать в своих выступлениях "рубль" вместо "доллара" или "евро", а цены в стране устанавливать не в у.е., а тоже в рублях, это вызвало настоящую бурю эмоций и возмущения.

Трудно вспомнить какой-либо другой шаг Общественной палаты, встретивший столь резкое противодействие. Кто только не оттоптался в прессе, особенно в либеральной, по поводу посконности, местечковости, кондового патриотизма, экономической безграмотности... Более того, эта "рублевая" инициатива, оформленная в виде законопроекта в Госдуме, в прошедшую среду натолкнулась на однозначно отрицательное заключение правительства. В кабинетах нашей исполнительной власти упрямо считают бюджет в долларах, потом переводят в рубли, а все валюты из корзины СКВ по-прежнему упоминаются в речах самых высокопоставленных государственных деятелей, причем не только тогда, когда их упоминание абсолютно оправданно (внешний долг, золовалютные резервы). В чем же суть дела и кто здесь прав?
Привычка считать в у.е. появилась в те достопамятные времена начала 90-х, когда рубль по праву назывался деревянным, а инфляция измерялась тысячами процентов. Покупатели не успевали не только за ценами, но даже за их подсчетом в ежедневно дешевевшей национальной валюте, продавцы не успевали менять ценники, а правительство - пересчитывать бюджет. Отсюда - у.е. Такое случалось не только в России, но в свое время и в ряде развивающихся стран, переживавших периоды хозяйственной разрухи и гиперинфляции. Подсчеты в долларах - всегда свидетельство крайней слабости экономики и комплекса национальной неполноценности, прежде всего в отношении собственной валюты.
В стабильных и развитых странах никому не придет в голову считать цены, бюджет и экономические показатели в валютах других государств. Американского политика, оперирующего евро или йенами, сочтут ненормальным и непатриотичным, после чего он на ближайших же выборах может перестать быть политиком. То же произойдет с французскими или немецкими политиками, рассуждающими в долларах или рублях. В английских газетах доллары упоминаются лишь, когда речь идет об американской экономике, но при этом сразу же в скобках переводятся в фунты.
Увы, у наших политиков с гайдаровских времен мозги устроены иначе. И это вовсе не так безобидно, как может показаться.
Не только потому, что такая практика является признаком национальной ущербности, свидетельством ориентированного вовне сознания. Не только потому, что запутывает рядовых граждан, подавляющее большинство которых считают в рублях и воспринимают оперирующих долларами членов правительства как инопланетян. Не менее серьезно и то, что люди несут прямые убытки.
Многие магазины и предприятия сферы услуг держат цены в у.е. ("Почему правительству можно, а нам нельзя?") Поскольку рубль в последнее время заметно укрепляется по отношению к остальным валютам, людям приходится платить гораздо больше - уже далеко не деревянных - рублей.
Не секрет, что многие работодатели ("Почему правительству можно, а нам нельзя?") номинируют зарплату сотрудникам в долларах. А доллар-то падает... Работодателю хорошо, а работникам - наоборот.
Есть у проблемы и макроэкономический аспект. Приученное к доллару население в нем и сберегало. Доллары дешевеют, люди усиленно начали от них избавляться. Значит, Центробанк вынужден их в ускоренном темпе покупать, эмитируя для этого дополнительные рубли, что может обернуться для нас ростом инфляции, а значит, и цен.
Переход на рублевые экономику и мышление абсолютно необходим для превращения рубля в настоящую свободно конвертируемую валюту. Это нужно не только для того, чтобы россияне могли спокойно ехать с рублями в любую страну и там менять нашу валюту на местную, что само по себе неплохо. Без конвертируемости рубля и превращения его в одну из мировых резервных валют не может быть полноценного вхождения России в клуб действительно великих держав, выполняющих функции головного мозга планеты.
Нас можно поздравить: с сегодняшнего дня - с 1 июля - рубль становится конвертируемым. В четверг окончательное решение об этом приняло правительство, следуя указаниям Владимира Путина. Но рубль конвертируем только с точки зрения внутреннего законодательства. Теперь нужно, чтобы таковым его признали в остальном мире. Автоматически этого не произойдет, многое зависит от нас самих. Несколько важных шагов недавно предложил президент, например, организовать на территории России биржевую торговлю нефтью, газом и другими товарами с расчетом в рублях. По оценкам экспертов, подобным образом через какое-то время может торговаться до трети российских энергетических ресурсов.
Кстати, в очередной раз критики власти назвали эту инициативу бессмысленной. По их мнению, нет никакой разницы, где будет торговаться российская нефть - в Роттердаме или Москве. На мой взгляд, разница есть. Торговля внутри страны облегчит российским производителям размещение свободных объемов энергоносителей. Центральные банки стран-импортеров вынуждены будут держать часть золотовалютных резервов в рублях. И в этом случае у Центрального банка Российской Федерации появится возможность получать то, что называют эмиссионным доходом. Просто за счет эмиссии рублей (что в данном случае является неинфляционным). Это повысит статус рубля. А зарубежные правительства будут внимательнее относиться в России, так как их центральные банки вложили средства в российскую валюту. И это уже серьезный инструмент большой политики.
Но, чтобы все это состоялось, не надо самим унижать собственную валюту. Поэтому-то Государственная Дума приняла сторону скорее Общественной палаты, чем правительства, рассматривая поправки к законам "О правительстве РФ" и "О защите прав потребителей".
И последнее. На днях в Нью-Йорке я беседовал с одним из руководителей крупнейшей инвестиционной компании, которая в тот момент выводила деньги с падающих фондовых рынков развивающихся стран. Я его спросил:
- Хорошо, вы акции продаете, а во что вкладываете вырученные средства?
- В рубли, - не задумываясь, ответил банкир. - Едва ли не самая надежная валюта в мире, стабильнее доллара или евро.
Вот так. От комплексов пора избавляться.