ДУЙ СЮДА, ВОДИТЕЛЬ!

С первого июля вступают в силу поправки в ПДД, позволяющие, в частности, садиться за руль после бутылки пива или бокала вина. Главное требование - чтобы количество алкоголя в организме не превышало 0,3 промилле. Так что водителям теперь рекомендуется иметь под рукой алкотестер. "Труд" выяснил, всем ли "трубкам" можно доверять, как вести себя в спорных ситуациях с сотрудниками ГИБДД и стоит ли вообще пить, садясь за руль.

- Я всегда был категорически против повышения "планки опьянения", - заявил "Труду" глава Движения автомобилистов России (ДАР) Виктор Похмелкин. - Я убежден, что в нашей стране необходим абсолютный запрет на употребление алкоголя перед поездкой. Нынешняя норма может привести к разгулу пьянства на дорогах, а также к еще большим злоупотреблениям со стороны сотрудников ГИБДД. Уверяю, "пограничных случаев" будет немало.
Эксперты уверены, что наиболее распространенной станет ситуация, когда показания вашего алкотестера не совпадут с данными милицейского. Как быть в этом случае?
- Водитель может потребовать от инспектора предоставить сертификат на алкотестер, которым тот пользуется, - советует глава ДАР. - Если сертификата нет, водитель может совершенно спокойно отказаться дуть в милицейскую "трубку". В этом случае у инспектора остается два пути: либо отпустить водителя, либо отправить его на медицинское освидетельствование. Последнее обязательно к исполнению. Значит, водителям лучше либо не пить вообще, либо приобрести качественный алкотестер.
Сейчас выбор "трубочек" достаточно велик. Они подразделяются на модели с мундштуком и без него. Классифицируются они и по единицам измерения - процентам или промилле.
- Пожалуй, самый важный показатель - это допустимое количество замеров в день, - заявил "Труду" эксперт компании "ТПФстилс" Андрей Круглов. - У каждой модели своя предельная величина замеров. Ее лучше не превышать, иначе снижается точность измерений. Оптимальное количество - пять-шесть замеров в день.
По мнению господина Круглова, сейчас наилучшими по соотношению цена-точность являются корейские модели "Профи" и "Профи-II", а также Alcoscan AL-2000 и AL-2020. Преимущество корейских "трубок" - относительно невысокая цена: 2500-4000 рублей. Более дешевые модели грешат неточностью. Более дорогие - бьют по карману.
На помощь российским водителям пришла и отечественная медицина. Российские ученые придумали специальные индикаторные полоски для определения степени опьянения. Для этого полоску достаточно смочить слюной (просто полизав ее). Разработка называется "Алко-Скрин". К сожалению, пользоваться ею можно только при комнатной температуре и не позже чем через 20 минут после приема алкоголя. Впрочем, эти недостатки компенсируют низкая цена полосок (всего 23-30 рублей за штуку) и довольно высокая точность "диагноза".
Эксперты отмечают, что тестер тестеру рознь. Некоторые долго не возвращаются в исходное состояние, некоторые не столь точны. Чтобы приобрести надежный аппарат, специалисты советуют обращаться только в те компании, которые торгуют сертифицированной продукцией. Кстати, наличие сертификата нелишне и при споре с представителями ГИБДД.
Впрочем, одного тестера мало. Нужно еще и уметь им пользоваться.
- Алкотестер не будет работать на морозе, - продолжает эксперт компании "ТПФстилс". - Поэтому замер нужно производить только в машине. Стоит помнить и о посторонних запахах, которые могут повлиять на точность измерений. Например, если вы перед поездкой применяли какие-то спиртосодержащие лекарства, это может повлиять на тест. В такой ситуации нужно заранее предупредить инспектора, а еще лучше - показать справки или сами лекарства.
А вот пытаться обмануть милицейскую "трубку" не стоит. Многие из них снабжены функцией "антиобмана". Она начинает действовать, если водитель дует в тестер не так сильно и не так долго, как надо. В итоге, видя, что его пытаются обмануть, инспектор может просто обидеться. А это и есть начало пресловутого "пограничного случая".
зарубежный опыт
ПРОМИЛЛЕ И ШТРАФЫ В МИРЕ
В Евросоюзе допустимый уровень алкоголя в крови варьируется в зависимости от страны, но в целом не должен превышать 0,8 промилле. Так, в Латвии и Швеции он составляет 0,2 промилле; в Австрии, Бельгии, Германии, Дании и Нидерландах - 0,5 промилле; в Великобритании, Ирландии, Италии, Люксембурге и Франции - 0,8 промилле. В США предельная норма определяется законодательством штата и в основном колеблется от 0,5 до 0,8 промилле. Что касается штрафов, то в Европе в зависимости от страны и степени опьянения их величина составляет от 200 до нескольких тысяч евро. Практикуется и лишение прав. За аварию в состоянии опьянения можно получить длительный тюремный срок. В Соединенных Штатах наказание за вождение в нетрезвом виде может быть разным: штраф, лишение прав, принудительное направление в автошколу для просмотра фильмов про аварии (обычно 8 часов по 50 долларов за час). Если водитель спровоцировал ДТП, а уровень алкоголя в крови превысил 1,1 промилле, то он заплатит штраф в 20 тысяч долларов или сядет за решетку.