На «Субботник» с гитарой наперевес

Музыкальные звезды потрудятся на фестивале в столичном Парке Горького

В главном парке Москвы второй год подряд пройдет фестиваль «Субботник» — пройдет, как явствует из названия, в субботу, 5 июля. Надежды меломанов оправдались: смелый прошлогодний дебют, очень удачный по составу участников, себя окупил; ручеек звезд нового поколения, доезжающих до нашей страны, все-таки превращается в полноводную реку, и отныне модные музыканты будут собираться в самом модном месте столицы, судя по всему, ежегодно.

Второй «Субботник» обещает стать мощнее, масштабнее, громче первого: подправлена логистика (в прошлом году зрители жаловались на то, что сцена сооружена слишком далеко от танцпола — организаторы заверяют, что решили этот вопрос), взвинчены, как полагается, цены на билеты (чуть ли не в два раза) и даже название фестиваля обросло приставкой «SVOY». Что касается тех, кому непосредственно придется попыхтеть на «Субботнике», то есть музыкантов, то на этот раз в их отборе прослеживался несколько иной подход. Прошлым летом в Парк Горького привезли самых актуальных и резонансных на тот момент — Arctic Monkeys и Foals. Причем для обеих групп то был первый приезд в Россию, а проторить дорожку для артиста в нашу страну — большое дело: те же Foals впечатлились теплым приемом и недавно пожаловали снова, с большой помпой отыграв сольник.

Сейчас же, при сохранении общей повестки дня (щегольский инди-рок для студентов: в отличие от другого московского фестиваля, Park Live, где господствовала альтернатива, здесь угрюмую публику в черных одеждах и берцах вы не встретите) и отбора зарубежных артистов по признаку наличия у них британского паспорта, организаторы решили пойти иным, более надежным путем — добыть исполнителей, знакомых нашему слушателю. И Майлз Кейн, и Metronomy, и Kasabian, и Placebo в России уже гостили и фанатов в наших широтах заимели. Placebo в последнее время вообще стабильно приезжают раз в два года, а впервые они заглянули к нам еще на заре «нулевых» (и играли, кстати сказать, в Парке Горького). Такое трепетное отношение группы Брайана Молко к России легко объяснимо: нашему подростку фирменный молкoвский сплин весьма по душе, его стенания любят здесь искренно и беззаветно, на зависть многим европейцам. Памятуя об этом, организаторы «Субботника» сделали большой реверанс: хедлайнерами заявлены именно стагнирующие ветераны Placebo, а не успешные Kasabian, которые сейчас вовсю бомбардируют информационное пространство новым альбомом и даже закрывают престижный фестиваль в Гластонбери. На этот ход, в принципе, имелось полное право: Park Live и Пикник «Афиши» копнули еще глубже в древность (сплошь герои 90-х — Мэрлин Мэнсон с The Prodigy в первом случае и Suede с Jamiroquai во втором), так что «Субботник» даже с Placebo во главе остался самым передовым музыкальным слетом.

Горячо будет не только потому, что преданные поклонники, растрогавшись от новой встречи с кумирами, зададут жару, но и оттого, что музыка приглашенных артистов идеально соответствует обстановке летнего опен-эйра, где нужно плясать до упаду и ни о чем не думать. В особенности это касается крутых парней Kasabian, которые любят сравнивать коллективный экстаз, постигающий посетителей их концертов, с бурлением битком набитого стадиона на финале чемпионата мира по футболу. К их майскому релизу «48:13» у критиков возникло немало вопросов относительно содержательной глубины песен (а, точнее, ее отсутствия), но в его пробивной мощи сомневаться не приходиться. Только послушайте, что Kasabian говорят о своем творении: «Мы создали опасный, очень опасный наркотик, который нельзя выбросить из головы. Он рок-н-ролльный, в нем есть необработанность и резкость, помимо этого мы добавили электронной музыки и вообще вышли за всякие рамки... Мы начинаем волноваться за все остальные группы». Наглость — второе счастье, не иначе.

Что касается Майлза Кейна, то при знакомстве с его творчеством вспоминается анекдот о том, что The Beatles половину своих песен «слизали» у Oasis. У Кейна, вне всякого сомнения, беззастенчиво крали и The Beatles, и Oasis, и еще с полсотни всемирно любимых британских коллективов — что, впрочем, ничуть не отменяет способность этого молодого задиры «раскачать» толпу и завязать ее в морской узел. Metronomy — музыка куда более камерная и утонченная, в чем москвичи имели возможность убедиться четыре года назад. Но от Metronomy, которых тогда занесло в Первопрестольную, сегодня осталось только название. Расширен состав, скорректирован стиль, обретены опыт и популярность; минувшей весной был захваленный альбом «Love Letters», топ-позиции в чартах и даже клип, срежисированный знаменитым Мишелем Гондри, — то есть, имеются основания предположить, что сейчас эта группа тоже вызовет у публики учащенное сердцебиение. На фоне всего этого великолепия несколько теряется Джейми Вун, британец с малазийскими корнями, небанально скрещивающий традиционный соул и тонкую, «сенсорную» электронику. Впрочем, его полуночные серенады почему-то прозвучат ни свет ни заря — в час дня (полностью расписание, а также карту фестиваля и иную полезную информацию можно найти на subbotnikfestival.com), а, поскольку большая часть аудитории «Субботника» любит выспаться, есть подозрение, что выступление Вуна пройдет без восторгов.

Список артистов доукомплектован тремя российскими участниками, и нельзя сказать, что они вставлены исключительно для того, чтобы забить эфир. Широко известные в узких кругах Tesla Boy играют электропоп в режиме «старые песни о главном» (о танцполе, девушках, синтетических принцах — далее по списку), но для опен-эйра, опять же, больше и не надо. Группе «Наадя» без году неделя, но недюжинный интеллект солистки Надежды Грицкевич позволяет рассчитывать на то, что проект удастся (тем более что петь в нем планируется по-русски, что в нашей лингвоцентричной музыкальной культуре сегодня, как ни странно, редкость). Наконец, в качестве специального гостя прибудет сама Земфира, сколотившая себе группу The Uchpochmack, — на «Субботнике» состоится ее дебют на публике. Кроме диковинного названия, про The Uchpochmack пока ничего неизвестно, но плотная завеса тайны доживает свои последние дни.