Фото: globallookpress.com

Эта стратегия необходима, чтобы противостоять время от времени начинающемуся наступлению «Соединённых Штатов под руководством Дональда Трампа».

Без кавычек здесь не обойтись, и прежде всего потому, что «Соединённые Штаты» – уже не одно государство, а несколько, и никто не знает, какое из них одержит верх. Но именно поэтому важно заметить, что в ожидании будущего прояснения хода дел Россия и Китай делают самостоятельный выбор и представляют его вместе за столом международных переговоров.

Ось «Пекин – Москва» становится всё реальнее. И не только и не столько из-за объёма финансовых, торговых, промышленных, военных связей, всё сильнее соединяющих двух гигантов, сколько потому – как очень ясно показала встреча в Санкт-Петербурге – что Москва и Пекин занимают буквально совпадающие позиции по самым важным в данный момент международным вопросам (и, насколько можно судить, в обозримом будущем).

Их геополитика сходится в главных вопросах: корейский кризис, отношения с Ираном, венесуэльский спор. Я бы добавил, и в том, что касается европейской политики, где обе страны хотят видеть в лице Европы сильного и достойного доверия собеседника, не зависимого от политики Вашингтона. Бестолковые европейские комментаторы, продолжающие описывать позиции «азиатских» стран как враждебные, не могут избавиться от схем времён Холодной войны, уже совершенно ушедших в прошлое. Сироты Холодной войны вместо того, чтобы стать взрослыми, ищут отца-хозяина, которого уже нет.

Из трёх только что упомянутых вопросов два (Венесуэла и Иран) имеют очевидное «энергетическое» содержание. От него зависит не только цена на нефть (хотя для Москвы желательно, чтобы она оставалась высокой, а для Китая важнее, чтобы она была как можно стабильнее), но больше всего зависит возможность ослабления международной напряженности. Соединённые Штаты вместе с Израилем – фактически два главных источника нестабильности. И их беспокойное поведение может высечь искру.

Парадоксально, но сразу видно, что именно Китай и Россия, – на которые документы Пентагона уже открыто указали как на противников, с которыми Америка обречена столкнуться, – заливают огонь водой. И не только на словах. Китай, как известно, держит в своих сейфах несколько триллионов долларов американского долга. Он мог бы использовать их, чтобы нанести ущерб противнику в уже идущей гибридной войне, но не делает этого.

И ясно, почему. Си Цзиньпин сказал об этом как раз в Санкт-Петербурге в присутствии Путина: «Мы все слишком связаны друг с другом, чтобы хотеть столкновения: его не хотим мы, его не хочет Вашингтон». Ясно, что хочет выразить азиатская страна. В интересах всех отложить выяснение отношений и сохранять мир. Но в Вашингтоне живёт не только Трамп. Поэтому тактика Москвы и Пекина – стараться выиграть время в ожидании, пока прояснятся многие дела, в которых пока никакой ясности нет. Тем временем Россия избавляется от долговых бумаг американского казначейства и покупает золото, как делают все центральные банки мира, всё меньше доверяющие доллару. И Китай уже два раза не присутствовал на аукционах по приобретению американского долга. В довершении Россия и Китай отказываются от взаиморасчетов в американской валюте.

Это сигналы, примечательные и очевидные, нужные, чтобы отражать самые скандальные удары различных банд, блуждающих между Уолл-стрит, Лэнгли (штаб-квартира ЦРУ), Пентагоном и Госдепартаментом. Есть только один повод для беспокойства (но в Санкт-Петербурге это беспокойство совсем не проявлялось), который проявляется в некоторых комментариях российского истеблишмента, прощупывающего возможность союза с Пекином и думающего о будущем, в котором, учитывая безудержный рост Срединного государства, станет ясно, что Россия слаба, тогда как Китай слишком силён.