08 декабря 2016г.
МОСКВА 
-2...-4°C
ПРОБКИ
3
БАЛЛА
КУРСЫ   $ 63.39   € 68.25
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

БАНКИ В ПАУТИНЕ

Гурвич Владимир
Опубликовано 01:01 01 Августа 2000г.
Есть мнение, что очень скоро банки в современном понимании исчезнут. В ХХI веке компьютерные технологии достигнут таких высот, что банки станут виртуальными, т.е переместятся в компьютерные сети. О развитии новых банковских технологий -наша беседа с кандидатом экономических наук Андреем Ваниным.

- Вначале распространение получил так называемый "мобильный банк", счетом в таком банке клиент может управлять отовсюду. Чтобы произвести банковскую операцию, имея такой счет, не надо никуда ходить, можно оставаться в квартире, на рабочем месте, даже на пляже. Такой банковский сервис сегодня распространен на Западе.
Первоначально операции проводились с использованием операторов-телефонистов, то есть возникли, так сказать, "банки по телефону". Затем появилась интерактивная система, когда клиент, нажимая кнопки на телефонном аппарате, самостоятельно вступает в диалог с банковским компьютером. Следующий этап - появление Интернет-банков. Использование глобальных сетей позволяет клиенту видеть на своем мониторе состояние своего банковского счета. Не выходя из всемирной паутины, вы можете оплатить коммунальные услуги, купить валюту, совершить другие банковские операции.
- А наши банки тоже занимаются созданием таких экзотических систем?
- Да, занимаются, потому что есть спрос. Подобная система экономит время и силы, избавляет от необходимости заполнять многочисленные бюрократические формы с чудовищным количеством цифр. В любое время дня и ночи, выйдя на сайт своего банка, вы можете выполнить любую финансовую операцию.
Преимущество Интернет-банка еще и в том, что все операции происходят прямо у вас на глазах, а это внушает доверие. Многие изначально кладут на счет минимальную сумму, чтобы посмотреть, как работает система, а через месяц-другой им больше уже не хочется иметь дело с классическими банками.
Но и для банков этот бизнес становится все более необходимым, особенно после кризиса. Расчеты в интерактивном режиме позволяют банку экономить - клиент как бы начинает сам себя обслуживать.
- И большая получается экономия?
- Банк сможет экономить на этом только в том случае, если у него есть какая-то амбициозная программа развития розничного бизнеса. Если же таких планов нет, то этим заниматься не стоит. Ведь для создания виртуальных систем требуются немалые капитальные вложения на закупку оборудования, программного обеспечения. Можно привести такой приблизительный расчет: если банку для настоящего развития своей розничной сети требуется открыть 30 отделений, то, внедрив систему телефонного и дистанционного обслуживания, можно обойтись 10 отделениями. Ведь клиенту, чтобы вносить деньги, не обязательно являться в банк. Получать деньги на счет он сможет безналичным путем через свою бухгалтерию. А снимать деньги со счета клиент сможет тоже "на улице" - переведя их на пластиковую карту. Таким образом, нагрузка на сеть снижается, соответственно затраты падают. Но первоначальные затраты необходимы. А потому маленькому банку вряд ли стоит заниматься подобными проектами.
- А насколько защищены вклады в Интернет-банке?
- Хакеров сегодня демонизируют, их возможности преувеличивают. Интернет - это действительно весьма агрессивная среда. Но, как известно, против яда всегда находится противоядие. Хакеры могут взламывать только то, что доступно взлому программным путем. Поэтому продвинутые банки обычно используют комплексную систему безопасности, построенную на сертификате электронной подписи. Еще один фактор надежности - так называемое защищенное соединение, когда информация шифруется на длинном ключе, чтобы подобрать его, надо потратить миллион лет. Тем клиентам, которые планируют проведение больших финансовых операций, вручается миниатюрный калькулятор размером с пластиковую карту. Он генерирует одноразовые пароли...
- Сколько людей пользуются подобной системой и сколько банков этим занимаются?
- Пока очень мало. По моим оценкам, сейчас в Москве таким сервисом пользуются не больше 2-3 тысяч человек. В США к услугам Интернет-банков прибегают 3-4 миллиона клиентов. А к услугам телефонных банков - до 70 процентов американцев.
Кстати, Интернет-банк, по-американски - это банк, у которого вообще нет реально существующих отделений и филиалов. Организовать его могут, попросту говоря, 3 человека: компьютерщик, бухгалтер и операционист. И эти три человека, занимая скромный офис, могут обслуживать сотни тысяч клиентов.
Перспективы развития российских "мобильных" банков весьма немалые. Только в Москве можно рассчитывать на 1 миллион клиентов таких банков. Расчет тут простой. Количество пользователей Интернетом скоро достигнет 1,5-2 млн. человек. Это именно та аудитория, которая может заинтересоваться услугами таких банков.
Чаще всего сегодня через "мобильные" банки у нас проводятся следующие операции: оплата услуг сотовой связи, коммунальных услуг, покупка-продажа валюты. Ведь это очень удобно. В разгар кризиса 1998 года клиенты таких банков не бежали в пункты обмена валюты, у которых тогда выстраивались целые толпы. Они просто звонили в свой банк, который и покупал для них доллары. А тем временем владельцы таких счетов продолжали заниматься своими более продуктивными делами.


Loading...



В ГД внесли законопроект о декриминализации побоев родственников