С СОЛДАТСКОЙ ПРЯМОТОЙ

Любая война кончается миром. Вот и в Чечне в последнее время, похоже, федеральные власти делают

Любая война кончается миром. Вот и в Чечне в последнее время, похоже, федеральные власти делают новые попытки перевести события из вооруженного противостояния сепаратистам в русло политического диалога. Как следует из заявлений официальных лиц, ведутся тайные переговоры с некоторыми лидерами боевиков и предводителями отдельных бандформирований с целью заставить их сложить оружие.
Однако насколько последовательна и продумана позиция федерального центра на таких переговорах? Этот вопрос возник после не слишком согласованных заявлений представителя президента России Виктора Казанцева и помощника президента РФ Сергея Ястржембского. Вначале генерал Казанцев публично признался: "Я согласен с кем угодно вести переговоры, и переговоры ведутся. И с Масхадовым будут вестись переговоры, и с Гелаевым будут вестись. У нас цель одна - хватит воевать". Слова генерала тут же счел нужным уточнить Ястржембский. По мнению помощника президента, речь идет не о переговорах с сепаратистами, а лишь о неких контактах, суть которых сводится только к поиску формулы приемлемой для Аслана Масхадова капитуляции.
Кажется, это уточнение сбило с толку и самого Казанцева. По крайней мере на другой день генерал принялся опровергать сам себя. По поводу диалога с Масхадовым он сообщил, что не испытывает никакого желания с ним общаться: "Разве можно разговаривать с человеком, который не только себя, честь офицера опозорил?" По мнению представителя президента, уж ежели и договариваться, то только с главарями мелких бандформирований, которые часто не ладят между собой. На этих противоречиях и стоит сыграть.
Однако не исключено, что какие-то переговоры с Масхадовым Москва все же ведет. Просто в Кремле полагают, что еще не настала пора говорить об этом открыто. Думать так позволяет и недавнее неожиданное признание заместителя полномочного представителя президента РФ в Южном федеральном округе генерала Владимира Боковикова. Напомним: он вдруг признался, что контактировал с президентом самопровозглашенной Ичкерии еще в минувшем октябре. Такие вещи вряд ли делаются без санкции Кремля. Почему попытки утихомирить Масхадова были поручены именно Боковикову, понятно - в советские времена он командовал дивизией, в артиллерийском полку которой служил Аслан.
Если они полезно разговаривали осенью - стоит ли прерывать диалог? Не исключено, что на самом деле события развиваются-таки по этой логике. Вот только обнародование такого рода фактов может стоить чеченскому лидеру головы. Ведь наиболее оголтелые главари террористов Шамиль Басаев и Хаттаб обещали прикончить Масхадова, если только он будет замечен ими в попытках установить с федералами "сепаратный мир" вместо нескончаемой сепаратистской войны. Тогда, получается, генерал Казанцев сболтнул лишнее?..