АЛМАЗЫ ПАХНУТ ПОРОХОМ

Участники проходившего в Антверпене Всемирного алмазного конгресса обсуждали не столько коммерческие проблемы, сколько вопросы политического характера.

"Мы не хотим слышать обвинения в том, что наши руки в крови. С нашего рынка навсегда должны убраться паршивые овцы" - такие слова произнес на конгрессе генеральный директор Высшего алмазного совета Петер Меус. Возглавляемая им организация регулирует весь алмазный бизнес Антверпена - крупнейшего мирового центра распределения необработанных алмазов.
В последнее время действующих здесь алмазных баронов все чаще обвиняют в том, что они нарушают введенное ООН эмбарго на покупку алмазов, добываемых в ряде африканских стран, где происходят вооруженные конфликты.
Огромные деньги на торговле алмазами заработала сепаратистская группировка УНИТА в Анголе, которая контролирует несколько районов, где расположены крупные алмазные копи. На эти средства УНИТА закупает оружие и продолжает боевые действия, в результате которых в Анголе уже погибли 300 тысяч человек. В период между 1992 - 1998 годами УНИТА заработала на алмазах примерно 3,8 миллиарда долларов. В 1998 году Совет Безопасности ООН ввел эмбарго на покупку алмазов, предлагаемых УНИТА. Однако эта мера оказалась малоэффективной, так как эта группировка стала продавать алмазы в другие страны Африки, а те перепродавали их на международном рынке.
В Сьерра-Леоне мятежные силы в настоящее время контролируют примерно девяносто процентов алмазных рудников, извлекая ежегодную прибыль примерно в 250 миллионов долларов. Стремление мятежников удержать рудники - одна из главных причин того, что, несмотря на все усилия мирового сообщества, в стране никак не воцарится мир. Недавно ООН ввела эмбарго на экспорт алмазов из Сьерра-Леоне, которое намерен поддержать Евросоюз. Главный же союзник мятежников в Сьерра-Леоне - правительство Либерии - занимается контрабандой сьерра-леонских алмазов. По данным "Файнэншл таймс", Либерия экспортирует алмазов в 60 раз больше того количества, которое может быть добыто в этой стране.
Льется кровь из-за алмазов и в Конго. Недавние столкновения в городе Кисангани между угандийскими и руандийскими войсками вспыхнули из-за соперничества за контроль над местной добычей алмазов, которая приносит ежегодно до 450 миллионов долларов. В этой схватке руандийцы сумели взять верх, и теперь алмазы поступают в Антверпен через руандийскую столицу Кигали. Ну а на долю правительства Конго приходится рудник "Бую Маи". Продажа добываемых там алмазов главным образом через Антверпен - главный источник финансирования боевых действий, которые ведут войска президента Кабиле.
Под давлением всех этих фактов компания "Де Бирс", которая контролирует две трети мировых продаж необработанных алмазов, ныне вынуждена пересматривать свои отношения с поставщиками. Скоро все они должны будут представлять компании "Де Бирс" доказательства того, что поставляют их не из районов вооруженных конфликтов. А тем временем этой проблемой решили заняться лидеры "большой восьмерки". На окинавском саммите они призвали к созыву международной конференции, посвященной торговле алмазами, которая способствовала ужесточению конфликтов и обострению гуманитарного кризиса в Африке.