НЕ НАВРЕДИ!

- Я прошел все бюрократические круги - от налоговой инспекции до прокурорских работников, написал сотни отчетов, объяснений, справок в разные инстанции - местные и московские...

Владимир Иванович рассказывает об этом с некоторой иронией. Без психологической самозащиты ему нельзя. За его спиной - судьбы врачей, медсестер, санитарок, а главное - пациентов. Ведь Российский научный центр восстановительной травматологии и ортопедии имени академика Г.А. Илизарова - одна из крупнейших и активно действующих клиник страны. А его директор - доктор, профессор, заслуженный деятель науки РФ В.И. Шевцов ответствен за то, чтобы дело Учителя (имя которого здесь произносится с неизменным почтением) продолжалось.
- Я здесь лежу уже девять месяцев, - рассказывает маленькая пациентка Любушка с аппаратом Илизарова на правом бедре. - Уже так научилась вышивать бисером, что стала победительницей в нескольких детских конкурсах.
Она кажется беззаботной: рядом - мама, друзья по палате. Да и лечение подходит к завершению. Ножка уже стройная и здоровая, словно и не было ошибки природы, приносившей когда-то девочке и ее близким столько страданий.
В архиве РНЦ "ВТО" имени академика Г.А. Илизарова масса отзывов бывших пациентов (здесь никто не называет их больными): девушка, перенеся операцию по поводу искривления позвоночника, вышла затем замуж; парень, получивший "новые" ноги, достиг успехов в спорте... За всеми счастливыми историями - титанический труд врачей, увы, недооцененный государством.
Зарплата медсестры тут - 200-300 рублей, молодого врача - 600-700 рублей. Минздрав РФ в прошлом году профинансировал "клинику Илизарова" на 58, в этом году планирует дать 60 процентов от необходимого. Процентов 15 для своего бюджета врачи зарабатывают сами. Остальное "восполняется" затягиванием поясов.
- Ну что можно взять с россиян, которые едва наскребли денег на дорогу к нам? - вопрос Владимира Шевцова звучит риторически. - Вот и нарушаю "высочайшие" инструкции.
Существующая бюрократическая практика предписывает лечебному учреждению: с поступающих на лечение брать плату в полном размере. А это ни много ни мало 60-70 тысяч рублей. Иной инвалид, узнав про это, скорее в петлю залезет, чем сумеет раздобыть такие деньги. Вот и приходится директору идти людям навстречу, занижая стоимость лечения в десятки раз. Сколько уж грозных окриков по этому поводу наслушался - не перечесть, а все принимает нищих соотечественников, продолжая полузаконно доплачивать персоналу, своим докторам...
- Конечно, с иностранцев мы берем "по полной программе", - не скрывает Владимир Иванович, - и с коллег, приезжающих из-за границы поучиться, и с зарубежных пациентов.
Один из самых талантливых учеников Илизарова и Шевцова - хирург Константин Новиков показал одну из палат. Там аппетитно уплетал гречневую кашу с котлетой настоящий японец. Приехав сюда, он поразил врачей тем, что заявил: "Мой рост - 156,2 сантиметра, а надо - 165,5 см". Вот так по-японски четко поставил задачу российским врачам (исходя, возможно, из роста своей дамы сердца...).
- Мне 32 года, бизнесмен, узнал о вашей клинике через Интернет, - рассказывает Тайшин. - Посоветовался со специалистами, сравнил все подобные лечебные учреждения, существующие в мире. Скажем, в Англии подобная операция стоит 37 500 - долларов, здесь - 23 000. К тому же наши врачи признают, что научно-практический уровень российских коллег очень высок. Так и сделал выбор.
Порой даже наши сограждане узнают об "Илизаровской клинике" от зарубежных врачей. К примеру, сейчас здесь проходит курс лечения пациентка из Липецка, приехавшая в зауральский Курган через Германию. Тамошние доктора ей честно сказали: "Хотя уровень медицинского оборудования современным там назвать затруднительно, но вас обслужат дешевле и качественно". Средств у российской клиники не то что на рекламу, на самое необходимое нет. Вот и получается: не знают многие наши соотечественники о "чудо-больнице". К тому же сегодня в Курган не так легко доехать издалека. Но нужда заставляет, и люди находят сюда дорогу.
Недавно Константин Новиков блестяще защитил диссертацию о модернизированной конструкции аппарата Илизарова, об эффективных новшествах в технологии лечения. Взволнованно принимал позд-равления коллег и пациентов. Все говорили о науке, о новых технологиях лечения, уменьшающих страдания пациентов, снижающих нагрузку на медицинский персонал. Говорили обо всем, только не о своем незавидном положении, не о мизерных зарплатах. Глядя на это, подумал: если бы у кого-то из сильных мира нашего появилась внучка с кривенькими ножками, может, тогда что-то изменилось бы в финансовом положении некогда знаменитого центра?