КТО "СТУЧИТСЯ" В СЕТЬ КО МНЕ?

С давних пор образ ябеды в русской литературе, а позднее и в советском кино считался позорным. Такое отношение находило поддержку и в большинстве семей, где отцы с малых лет внушали своим детям, что жаловаться нехорошо. Изменить менталитет россиян собралась администрация Юго-Восточного округа столицы совместно с окружным управлением Федеральной миграционной службы - чиновники призвали граждан анонимно доносить на живущих по соседству нелегальных мигрантов. Что думают об этом сами москвичи?

Технология современного доноса проста: любой, у кого есть доступ в интернет, может зайти на сайт ЮВАО и оставить в специальном разделе сообщение вроде такого: "В моем доме (адрес), в такой-то квартире, незаконно проживает семья гастарбайтеров из Молдовы". Как обещают чиновники Юго-Восточного округа и сотрудники ФМС, реакция последует незамедлительно...
Нельзя сказать, чтобы жители округа сразу бросились стучать на подозрительных приезжих: с 17 июля на сайте появилось всего четыре сообщения, причем два из них - рассуждения о проблеме нелегальных мигрантов вообще, без "адресов, паролей, явок". Но говорить о том, что инициатива чиновников провалилась, тоже рано: среди жителей округа она вызвала живейший интерес, и количество ее сторонников с каждым днем становится все больше.
- Да замучили уже все эти гастарбайтеры! - кричит Юрик, главный скандалист и ньюсмейкер на улице Шумилова. - Их же у нас выше крыши - уже целые районы нелегалов в Москве появились. Так что пусть народ пишет, чтобы всех их из столицы выгнали...
Москвич Виктор Сергеевич в отличие от своего соседа хоть и выглядит более респектабельно (одет в дорогой костюм, ездит на "Фольксвагене"), но говорит о том же:
- Главная проблема заключается в том, что очень многие сводят вопрос о нелегальной миграции к национальной нетерпимости. Мы, мол, против приезжих. Да не в этом дело! Все просто: почему я должен жить рядом с людьми, которых в нашей стране официально просто нет? Кто они - честные рабочие или сбежавшие из тюрьмы уголовники, я этого не знаю. А у меня две дочери растут...
Но убедительные, эмоциональные речи и того и другого разбиваются о простой вопрос: "Лично вы гастарбайтеров закладывать готовы?"
- Ну почему сразу "закладывать". Если рядом будут жить явные нелегалы, представляющие угрозу, надо просто сообщить куда положено... - рассуждает мягкий интеллигент Виктор Сергеевич.
- А я стучать не буду. Лучше при встрече кому-нибудь из них тумаков надаю, - твердо отвечает принципиальный сосед.
Так же проходит и большинство бесед с другими жителями округа. Полная поддержка чиновничьей инициативы, долгие рассуждения о проблемах, связанных с нелегальными мигрантами, - и абсолютная неготовность лично перешагнуть через вложенные с детства принципы.
Старенький торговец цветами Анвар Аветян доносов не боится - гражданство оформил лет пятнадцать назад, живет в районе Кузьминок и для местных жителей из категории "понаехали тут" давно перешел в категорию "здравствуйте, дядя Анвар, как здоровье?"... Но ему все равно обидно - за соотечественников:
- Что за закон такой, а? Человек приехал три месяца поработать. Ему регистрацию купи, разрешение на работу купи. Зачем бумажки все эти? На той неделе абхазов выселили, семь человек. Только недавно приехали, даже копейки не заработали... Вот Арсен здесь тоже жил, работал на стройке. На улице милиционер попросил документы и забрал с собой. Две недели прошло, как его нет... Теперь думаю, кто настучал на всех?
Дядя Анвар тяжело вздыхает:
- Что же со всеми случилось? Жили одной семьей в Советском Союзе, вместе на войне воевали, а теперь нас на любом шагу закладывают. Наши деды смотрят "оттуда" и плюются на нас. Стыдно им, что мы так живем: Егоров на Кантарию стучит, Кантария - на Егорова...
АВТОРИТЕТНОЕ МНЕНИЕ
Андрей Черняев, старший инспектор управления Федеральной миграционной службы Юго-Восточного административного округа Москвы:
- Этот интернет-проект пока экспериментальный. Мы еще и сами не знаем, начнет ли он всерьез работать. На сегодняшний день, честно сказать, результаты не слишком обнадеживающие: обращений крайне мало, и большинство из них - доносы на соседей. ФМС такими вещами не занимается, мы сразу передаем информацию участковым. А вот серьезных сигналов (о подпольных цехах или нелегальной торговле) не было ни разу.