ВЕЩЬ В ТЕБЕ

В Авиньоне, за которым в Европе уже давно утвердилась слава театральной Мекки, закончился 62-й фестиваль. Корреспондент "Труда", побывавший на этом театральном смотре, подводит итоги и определяет тенденции, которые, вероятно, скоро дойдут и до российской сцены.

Каждый июль этот средневековый город на три недели наполняется праздной толпой. Театр здесь - буквально повсюду, за каждой водосточной трубой, за каждым поворотом кривых авиньонских улиц. Сотни трупп со всего мира целый год собирают по копейке деньги, чтобы летом за свой счет приехать на фестиваль и попытать театрального счастья.
Помимо демократичной офф-программы, поучаствовать в которой может как талант, так и бездарность, в Авиньоне имеется основная программа со строгими принципами отбора. Она-то и привлекает внимание всей театральной Европы. В этом году программа оказалась сильной, и спектакли, отобранные при участии итальянского режиссера Ромео Кастеллуччи и французской актрисы Валери Древиль, после Авиньона наверняка попадут на многие другие европейские фестивали. В том числе и в Москву. Уже известно, что директор Чеховского театрального фестиваля Валерий Шадрин, посмотрев в Авиньоне представление французского "Цирка Иси", принял решение отдать в следующем году шапито в Коломенском под его спектакль "Секрет". Создатель этого цирка клоун Жоанн Ле Гуйерм славится умением укрощать окружающие предметы. Он расхаживает по арене, свирепо щелкает кнутом, и дрессированные подушки, ведра и тазы по его знаку выполняют, к удовольствию публики, разные трюки.
Взаимоотношения людей и предметов стали, можно сказать, сквозной темой прошедшего Авиньонского фестиваля. Еще один режиссер, заинтересовавшийся вещью как таковой, - немец Хайнер Геббельс. Только, в отличие от Жоанна Ле Гуйерма, он предметы не укрощает, а, скорее приручает, приманивает. В его новом спектакле, который так и называется - "Вещи Штифтера", люди вообще отсутствуют, и публика наблюдает за диалогом предметов. Несколько механических пианино тихонько переговариваются между собой, клубится пар над бассейнами, а голос за сценой зачитывает отрывки из повести австрийского романтика Адальберта Штифтера. Устав от людей, Хайнер Геббельс потихоньку втягивает нас в молчаливый мир вещей, и это медитативное зрелище стало одним из самых интересных на Авиньонском фестивале. Поскольку Хайнер Геббельс уже не раз приезжал в Москву на Чеховский фестиваль со спектаклями "Хаширигаки" и "Эраритжаритжака", будем надеяться, что и "Вещи Штифтера" вскоре окажутся доступны для российской публики.