Паутина побеждает: всё больше граждан уходит в Сеть

Фото: © Konstantin Kokoshkin globallookpress.com
15:26 01 Августа 2019г.
Опубликовано 15:26 01 Августа 2019г.

Дело не только в рыночном тренде, но и в усталости людей от официозного освещения жизни в ТВ


Россияне всё больше времени проводят в Глобальной Сети, гласит новое исследование «Левада-центра». Если в 2001 году 2-3% сограждан пользовались интернетом ежедневно или почти ежедневно, сегодня таких 72%. 45% выходит в Сеть несколько раз в день: из них 87% молодёжь и 6% люди старше 65 лет.

56% не представляют свой день без социальных сетей, с 2011 года этот показатель вырос в 2,5 раза. В тройку самых популярных соцсетей вошли «ВКонтакте» (42%), «Одноклассники» (33%) и YouTube (30%). Далее следуют Instagram (23%), Facebook (9%) и Twitter (4%). За последние 8 лет аудитория соцсетей росла почти непрерывно, говорят аналитики.

За 10 лет втрое выросла аудитория тех, кто получает новости из социальных сетей (с 9% до более 30%). Молодёжь с 18 до 24 лет потребляет информацию преимущественно из соцсетей, а не из ТВ (64% против 42%). Россияне от 25 до 34 лет также отдают предпочтения соцсетям, а не «ящику» (56% против 49%). За прошедшее десятилетие доверие к соцсетям и иным интернет-ресурсам выросло в 3-4 раза (приблизительно до 20%). Как утверждают социологи, верят тому, чем пользуются. Немудрено, что старшее поколение куда больше доверяет телевизору.

Растёт популярность интернет-агрегаторов. Если в прошлом году «Яндекс.Новостями» пользовались 29% граждан, в марте их было уже 39%. Чтение новостей Mail.Ru выросло с 11% до 15%.

Активно распространяются видеоблоги. 7% россиян смотрит их каждый день (19% респондентов до 25 лет ежедневно), около трети – раз в неделю или чаще. 1% обращается к Telegram-каналам за новостями.

Самая интересная услуга в интернете – банкинг. Мобильными банками пользуются «время от времени» 46% опрошенных. Заказывают такси 28%, применяют карты и навигаторы 25%,  совершает покупки онлайн 21%, заказывают еду и покупают билеты 15%, а около 10% занимаются онлайн-образованием.

С 2013 года серьёзно набрали обороты мессенджеры. За 6 лет их аудитория увеличилась с 31% до 62%. Пальма первенства у WhatsApp (49%), второе место у Viber (31%). Приложение «Вконтакте» популярно у 17% юзеров (в прошлом году 26%), Skype у 14% (в прошлом году 19%). Аудитория заблокированного в РФ Telegram выросла и составляет 8%.

Телевизор отползает в прошлое

В 2009 году 94% россиян черпали информацию из ТВ. Сегодня их 72%, что равно доле интернет-юзеров. Смотрят ТВ 93% респондентов старше 65 лет, только 42% - молодёжь до 25 лет.

Из каналов лидируют всё те же, только их аудитория неуклонно падает. Так, «Россия-1» с марта 2018-го скатилась по популярности с 57% до 48%, «Первый канал» с 72% до 47%, НТВ с 44% до 36%, «Россия-24» с 38% до 31%. По информации Mediascope, за 2018 год снизилась среднесуточная доля аудитории крупнейших отечественных каналов. Небольшой рост с 2017 по 2018 год показали РЕН-ТВ и «Пятый канал».

Как считает директор Института современных медиа Кирилл Танаев, снижение популярности телевидения – общий тренд. К тому же интернет разнообразнее и доступнее, молодёжь ценит возможность получать контент именно из Глобальной Сети. «Какую площадку или канал доставки информации они выберут через пять лет — пока сложно предположить. Это будет зависеть как от степени доверия к существующим источникам, так и от появления новых площадок и каналов доставки информации», - цитирует эксперта РБК. Потребительские привычки россиян меняются, внимание уходит в онлайн, соглашается с Танаевым социолог «Левада-центра» Степан Гончаров.

Любопытно, но при всех стараниях властей, велико доверие к т.н. «независимым СМИ». Аналитики «Левады» условно назвали так источники информации, где может звучать не только официальная точка зрения на происходящее. Сегодня совокупная аудитория таких СМИ – около 35%. В Москве она составляет 42%, и 16% москвичей используют несколько независимых источников. В среднем по стране только 6% сравнивают между собой несколько источников информации.  

Отползание телевизора в сторону можно понимать и как проявление своеобразного недовольства реалиями. По сравнению с интернетом, ТВ мягче преподносит информацию. Госканалы зачастую умалчивают о болезненных проблемах либо доносят их в сильно искажённом ключе. Падение доходов шестой год подряд, пенсионная реформа, протесты против хаотичных свалок побуждают граждан (особенно тех, кто помоложе) идти туда, где об этом напишут и расскажут чуть больше. То есть в Сеть.

Привыкание бывает не только к «ящику»

ВОЗ уже считает интернет-зависимость болезнью. Так, организация включила зависимость от видеоигр в перечень болезней и расстройств. Он вступит в силу после 2022 года. С 2006 по 2010 год с 5,7% до 21,7% выросло число российских подростков, которые проводят в Сети от 3 часов в сутки. В прошлом году 56% несовершеннолетних постоянно сидели в интернете.

Десять лет назад в США появилась первая клиника, где занимаются лечением интернет-зависимости. А в Финляндии людям с таким недугом полагается отсрочка от армии.

Аккурат сегодня американский сенатор Джош Хоули предложил ограничить некоторые опции соцсетей, чтобы те вызывали меньше зависимости у пользователей. Среди прочего политик призвал запретить автовоспроизведение YouTube и бесконечную прокрутку новостной ленты в приложениях.

«Инновации часто предназначены не для создания более качественных продуктов, а для привлечения и удержания наибольшего внимания с помощью приемов, которые затрудняют отвод взгляда от сервиса», - цитирует Хоули «КоммерсантЪ».

Общественная палата предложила заменить смертную казнь «пожизненной изоляцией преступников от мира». Как вы относитесь к такой идее?