11 декабря 2016г.
МОСКВА 
-7...-9°C
ПРОБКИ
3
БАЛЛА
КУРСЫ   $ 63.30   € 67.21
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

МИНИСТРА - К ДОСКЕ!

Нестерова Ольга
Опубликовано 01:01 01 Сентября 2000г.
В системе образования страны, любит подчеркивать министр Владимир Филиппов, работают 39 миллионов человек. Он считает, что и те, кто учится, и те, кто учит, именно работают. А если добавить к ним армию родителей, бабушек, дедушек, переживающих за своих детишек... Неудивительно, что телефон нашей "Прямой линии" не замолкал ни на минуту. Министр образования РФ искренне огорчается, что из 146 стран только наша да еще десяток не ввели двенадцатилетнее обучение в школе. В этом мы отстаем даже от Латинской Америки. Наши дети - единственные в Европе, которые в июне-июле испытывают двойной стресс, сдавая подряд выпускные и вступительные экзамены. Ему говорят: "Владимир Михайлович, давайте вводите 12-летку, отменяйте вступительные экзамены в вузах - и вы будете национальным героем". "Нет, - отвечает Филиппов, - мы не хотим повторять ошибок прошедшего десятилетия. Модернизация образования должна обойтись без шоковой терапии. И 12-летку, и единый национальный экзамен будем вводить только экспериментальным путем и не повсеместно". Условия задачи ясны. Как министр собирается ее решать, читатели могут узнать из его ответов, как и о многом другом. Итак, к доске вызывается главный учитель страны - министр образования Владимир ФИЛИППОВ.

- Вас беспокоит из Екатеринбурга Симаков Борис Михайлович. В связи с 12-леткой, которую вы намерены ввести в стране, меня и других родителей волнует вопрос: не начнут ли прямо со школьной скамьи забирать мальчиков в армию? Ведь призывной возраст - 18 лет, а им будет уже по 19...
- 12-летка начинается с шести лет. А 6 плюс 12 - те же 18. Как и сейчас.
- Сейчас-то в 17 лет оканчивают школу... Остается год до армии. И почему обязательно надо идти с шести, когда ребенок еще мал?
- Сегодня ситуация такова: детсады посещают только 50 процентов детей, а в советские времена было 80-85. Именно они приходят в школу подготовленными лучше, чем домашние. Как раз первый класс призван сгладить последствия неравного старта.
Но, должен сказать, прежде нам предстоят четыре года эксперимента: будем отрабатывать методику, содержание, учебники. И тогда примем окончательное решение.
- А ради чего все это?
- Необходимо разгрузить десятилетку от сложных и ненужных разделов физики, химии, биологии. Перенести их в профильные 11-12-е классы.
- Владимир Михайлович! Звонит учительница математики Наталья Котлова из города Ростова-на-Дону. Скажите, в новом учебном году нашу мизерную зарплату будут вовремя платить?
- Мы многое сделали для ликвидации долгов. Если на 15 августа прошлого года средняя задолженность составляла полтора месяца, то сейчас - 9 дней. У 80 субъектов Федерации долгов вообще нет, в семи остались за 2 месяца, и только в республиках Тыва и Алтай учителям еще не заплатили за 3-4 месяца. Будем исправлять ситуацию и здесь. В этом учебном году для нормального финансирования школ созданы намного лучшие условия. В консолидированном бюджете России-2001 впервые на образование выделено денег больше, чем даже на "оборонку".
- Алло! Я Аня Никонова из Воронежа. Заканчиваю французскую спецшколу. Тяну на золотую медаль. Но родители и все меня убеждают, что при поступлении в московский вуз она не сыграет никакой роли. Это так?
- Пока нет. Медали еще имеют значение при поступлении, хотя отношение к ним неоднозначное. Судите сами. Считается, что в среднем по стране 6 процентов выпускников - медалисты. При этом в Москве их только 2,5 процента, а в некоторых субъектах Федерации - до 10. Выходит, там в 4-5 раз лучше учат? Вряд ли, согласитесь. Но дело не в этом.
Через несколько лет в стране будет введен единый национальный экзамен. Он заменит и выпускные школьные экзамены, по которым выдается аттестат зрелости (медали, кстати, тоже), и вступительные в вузы. Даже проводиться будет на "нейтральной" территории, вне стен школ и институтов. В этом случае выпускник, получив заслуженные баллы, может направить их в 5-6 вузов страны, даже никуда не выезжая. Лучшие вузы отберут себе абитуриентов с лучшими результатами, средние - со средними...
Летом будущего года мы экспериментальным путем организуем проведение единого национального экзамена в Якутии и Мордовии. Посмотрим, насколько такой механизм эффективнее сегодняшнего, когда детям дважды за лето приходится сдавать одни и те же экзамены.
- Тогда вообще не будет медалей?
- Они потеряют смысл.
- Мы живем в Приморском крае. Калмыковы. У нас в семье двое старшеклассников. Когда они были маленькими, я им твердила: плохо будете учиться - пойдете в дворники. Теперь они смеются надо мной. Пойди устройся дворником. Безработица. А ребята способные, много занимаются. Но без денег, похоже, дорога в институты им закрыта. Или как?
- Я не согласен, что все столь безнадежно. Только что отвечал по телефону девушке и рассказывал, что мы собираемся в ближайшие годы ввести единый национальный экзамен. И делаем это во многом как раз из-за сложного социально-экономического положения большинства российских семей. Разве нормально, что дети учителей Якутии, Бурятии не едут в московские вузы. Просто денег на дорогу нет. Билет на самолет из Якутии в Москву и обратно стоит 14 тысяч рублей. А если кто и наберет эту сумму, то не поступит по той причине, что большинство столичных вузов имеют сильно развитую систему репетиторства, платные курсы, целевой набор... Все бюджетные места заняты. Детям с периферии доступ в престижные университеты оказывается закрыт. А единый национальный экзамен гарантирует абитуриентам равенство условий при зачислении: послал свои отметки в несколько вузов - и жди дома зачисления.
Сегодня могу утешить вас одним: число бесплатных мест в вузах не только не уменьшилось, но в последние три года - начиная с кризисного 98-го - увеличилось на 4 процента. Надеюсь, прибавил вам оптимизма?
- Все чаще в последнее время слышу таинственную аббревиатуру ГИФО. Что еще за эксперимент придумали на головы детей? - волнуется аспирантка экономической академии из Иркутска Любовь Уманец.
- Термин "ГИФО" принадлежит российскому правительству, которое планирует ввести в образовании государственные именные финансовые обязательства. Что это такое, часть россиян сможет узнать уже через год во время проведения эксперимента в первых двух-трех субъектах Федерации. Спрашивается: в чем суть?
Сейчас студенты вузов делятся на тех, кто учится бесплатно на бюджетном отделении и кто учится платно. Попробовал бы хоть один ректор внять мольбам родителей о том, что они не в состоянии платить за обучение сына или дочки все 100 процентов и сократить размер оплаты до 50 процентов! Мы немедленно его накажем. Не положено! ГИФО же предполагает так называемое персонифицированное образование. Другими словами, всех выпускников разделят на условные группы в соответствии с баллами, набранными в ходе единого национального экзамена. Государство, исходя из наличия денег, скажет, предположим, что все, кто на набрал во время тестирования свыше 80 баллов, будут учиться бесплатно. Те, кто набрал меньше, например, 60 баллов, заплатят 30 процентов за обучение, от 40 до 60 баллов - 70 процентов, и так далее...
Словом, ребенок с детства уже будет знать, что его плохая учеба влетит родителям в "копеечку", а хорошая, наоборот, станет вкладом в благосостояние семьи.
- Здравствуйте, это Алексей Ревякин из Москвы. У нас же было всеобщее среднее образование! Как вы могли допустить, чтобы перестал действовать такой замечательный закон?
- Когда действовал этот закон, в стране шли получать полное среднее образование 52 процента учащихся, а сейчас - 99 процентов! Не верите? Давайте посчитаем. 66 процентов выпускников 9-х классов идут в 10-й класс, еще 22 процента - в ПТУ и 11 процентов - в техникумы. То есть "выпадает" - идут работать, в армию и так далее - всего 1 процент. Из окончивших 11-й класс продолжают учиться 78 процентов. Я сторонник того, чтобы учились 100 процентов детей. Давно понял, что невелик выбор у них после школы: либо профобразование, либо профпреступность.
- Звоню из Вологды. Анна Петровна. Девятый класс для многих городских детей заканчивается драмой. Школы приступают к формированию специализированных классов - милицейские, спортивные или по предметам: химические, математические... От троечников стараются всячески избавляться. Я сама была свидетелем, как директор откровенно заявила мальчишке: ты нам не нужен, иди в другую школу, где есть недобор.
- Школа по закону не имеет права не брать ребенка в десятый класс. Если ко мне обратится родитель, попавший в подобную ситуацию, я готов немедленно помочь.
- Обещанную ученикам рабочую пятидневку с двумя выходными днями можно ожидать уже в этом году? - интересуется Надежда Кавцевич из Новосибирска.
- Указаний на этот счет министерство никому не давало: режим работы - компетенция совета школы. Но то, что переход на пятидневную неделю сокращает нагрузку и на учеников, и на учителей, - факт. В школах Москвы и Санкт-Петербурга в этом уже убедились на опыте. Кого-то еще останавливает страх перед новшеством: вдруг некоторым учителям не хватит "часов" лишних придется сокращать. Но петербуржцы, например, сумели избежать безработицы. У них вместо традиционных 45 минут урок идет 40. Психологи новшество одобрили. По их мнению, знания на укороченном уроке усваиваются даже эффективнее.
- Мы с мужем учителя. Живем в Мурманске. Нас, честно говоря, тронуло, что после трагедии с подлодкой "Курск" правительственная комиссия пообещала несчастным семьям не только выплатить деньги, но и позаботиться об обучении детей-сирот подводников. Одно неясно: как это будет на практике?
- Вы, наверное, знаете, что вице-премьер правительства Валентина Матвиенко побывала в поселке Видяево. Была потрясена тем, что в местном детсаду нет ни одной игрушки. Школа в ужасном состоянии: крыша течет, к зиме абсолютно не подготовлена, даже отопления нет. Беда в том, что весь культбыт в Видяево - на балансе Минобороны. По словам коменданта гарнизона, он уже лет 5-7 не получает средства на ремонт жилого фонда, школы. А спонсоров в военном поселке нет. Мы, безусловно, поможем восстановить тут детсады, школы. Кроме того, для выпускников из семей погибших подводников подыщем места в вузах или техникумах, где есть общежития.
- Марина Четверикова из Саратова, мать двоих школьников. Меня волнуют поборы с родителей. Понимаю, что в наше время, когда кругом раздаются взрывы, растут преступность, наркомания, школы без охраны не оставишь. Но почему охранников не ввести в штат, как ту же уборщицу, и выплачивать им легальную зарплату?
- Не всегда же мы будем жить в чрезвычайных условиях. Но дело даже в другом. Штатное расписание, конечно же, можно пересмотреть. Только давайте посмотрим правде в глаза: будет ли молодой крепкий мужчина (не бабушку же сажать на это место!) охранять наших детей за 200 рублей в месяц, которые платят уборщице, или даже за 700-800 рублей, которые получает учитель? Хотя я согласен: невозможно без конца тянуть деньги на школьные нужды из родительских кошельков. Где еще их можно найти? 20 процентов российских школ, например, создали попечительские советы, которые находят спонсоров. Уверен, что такой совет в наши дни может стать палочкой- выручалочкой практически для всех. Даже в сельской школе наверняка найдется 2-3 выпускника прежних лет, которые сочтут за счастье помочь платить, например, зарплату маленькому педколлективу из своего кармана.
- Я ветеран Великой Отечественной войны Виктор Андреевич Перов. Десятки лет вместе с однополчанами занимаюсь военно-патриотическим воспитанием молодежи в школах. Мешают нам в этой работе учебники по истории, одобренные вашим министерством. Волосы иногда дыбом встают: народ-освободитель, спасший мир от фашистской чумы, представлен так... Выступая в Госдуме, вы обещали исправить положение. Слово надо держать.
- Комиссия из ученых РАН, академии образования и нашего министерства сейчас изучает этот вопрос, и все, что противоречит исторической правде, будет исключено из учебников.
- Владимир Михайлович! Вам звонит учительница географии из Нальчика Алена Голубева. У нас с наглядными пособиями просто беда: старые рассыпались, а на новые нет денег. Что делать?
- Попробую вам помочь через издательство. Дело в том, что выпуск наглядных пособий, карт, таблиц, диаграмм и учебных фильмов теперь происходит без участия министерства, заказчиком выступают субъекты Федерации. Но вашу просьбу я постараюсь выполнить.
- Большое спасибо.


Loading...



В ГД внесли законопроект о декриминализации побоев родственников