ЕСТЬ НА КАСПИИ ОСТРОВ ИВАН-КАРАУЛ

На необитаемых островах Северного Каспия появились первые "робинзоны". Среди них - экологи и геологи, крановщики и строители. У каждой экспедиции свои задачи. Но все они работают для того, чтобы пришедшие на шельф Каспия нефте- и газодобытчики могли эффективно разрабатывать недра, не нанося ущерба уникальной природе моря-озера. Нефтяники сами заинтересованы в том, чтобы сохранить эту жемчужину Юга - ведь на сегодняшний день основным заказчиком исследований в этой зоне является региональная компания "Калмнефть".

У Михаила Марковского редкая должность. Он - начальник острова Иван-Караул. Не просто начальник, но и один из первых здешних поселенцев. Мне рассказывали, что до революции здесь стояла таможня, которую возглавлял человек по имени Иван. От него остров и получил свое название. Раньше этот участок соединялся с материком перешейком, но теперь, когда уровень Каспия поднялся более чем на два метра, в шестнадцати километрах от берега образовался небольшой островок площадью 1,5 х 4,5 км. Несмотря на небольшие габариты, обойти остров - задача не из легких: высоченные камышовые заросли, кишащие комарьем, змеями и черепахами, перекрывают путь даже самым отважным путешественникам. Трудно поверить, что со временем здесь будут расположены туристская зона и завод осетровых рыб.
- Будет обязательно, - уверяет Михаил. - Сейчас уже ведутся работы по расчистке русла, и вода вновь будет циркулировать, как раньше. Это необходимо для разведения осетров.
Транзитная зона, пожалуй, - один из самых сложных участков Каспия. Как рассказал мне руководитель Западнокаспийской геологической партии "Южморгеошельфа" Александр Овсянников, раньше исследования в этих местах не проводились: не было соответствующей техники и технологий.
Сейчас каждый день приносит геофизикам и геологам что-то новенькое. То гусеничная техника увязнет по уши, то ПТС (плавающее транспортное средство, по сути, амфибия военного типа), пробивающее камыш, "сядет" так, что не достанешь, то Каспий заштормит... Тем не менее оба отряда "Южморгеошельфа", морской и транзитный, уже с большой долей уверенности могут подтвердить: в этих краях сосредоточен настоящий углеводородный Клондайк. И хотя более полная информация будет предоставлена после обработки и анализа полученных данных, уже можно отметить, что месторождения нефти и газа должны быть достаточно мощными. Они относятся в основном к "среднему возрасту", залегают практически по всему морскому и береговому участку Северного Каспия.
- Главное - достать их с умом, не нанося ущерба этой потрясающей природе, - в один голос говорили исследователи. - Мы сами не представляли, что могут сохраниться столь первозданные места...
В это действительно трудно поверить. Когда от Иван-Караула катер взял курс на остров Новая Банка, нас предупредили, что можем встретиться с тюленями, которые совсем не боятся людей, наоборот, могут заинтересоваться нашим неказистым плавсредством. Рыба, обитающая здесь, тоже еще не знакома с человеком, так что подплывает к лодкам без страха. Даже морская платформа, на которой сейчас работают специалисты из "Южморгеологии", изучающие донные почвы Каспия, не беспокоит морскую живность.
А на Новой Банке, где развернута экологическая экспедиция, мы познакомились еще и с енотовидными собаками.
- Их тут восемнадцать семей, - рассказали ученые. - Вместе с нами осваивают остров. Любопытные до крайности и редкие попрошайки.
Экспедиция, организованная по заказу АО "Калмнефть" Всероссийским НИИ геосистем, проводит комплексные работы по ОВОС (оценка воздействий на окружающую среду). Использование нефтяных и газовых ресурсов Каспия неизбежно повлечет за собой и изменение окружающей среды. Как сделать, чтобы в ходе нефтедобывающей деятельности на Каспии не начались необратимые процессы? Ведь именно здесь сосредоточена самая большая в мире популяция осетровых рыб. А в районе, где работают исследователи, не бывали даже браконьеры.
- "Калмнефть" предложила свою методику проведения работ на Каспии, - рассказал руководитель экологической экспедиции академик РАЕН Владимир Аникиев, - в соответствии с которой экологии практически не будет нанесено ущерба. Нефтяники создают рыборазводные хозяйства для пополнения морских запасов, они же предложили идею изоляции производственных процессов, связанных с добычей и переработкой углеводородов. Если на практике убедимся, что подходы "Калмнефти" окажутся действительно экологически безопасными, то этот опыт может быть применим не только на Каспии, но и в Азовском, Желтом морях, на шельфах Сахалина и Малайзии, да и везде, где есть мелководные морские участки.
Экологическая экспедиция изучает не только скорость, течение и температуры морских глубин, но и метеорологию, а также состав и качество аэрозолей. Впоследствии обнародованная информация позволит всем странам Прикаспийского региона принять экологические правила, которые должны стать едиными для всех. Пока же у каждого государства свои требования к экологической безопасности. А нефтедобыча, как известно, связана с выбросом больших партий аэрозоля в атмосферу, которые могут переноситься на очень большие расстояния, нанося невосполнимый ущерб не только в своем секторе, но и далеко за его пределами. С помощью специальной аппаратуры, исследующей аэрозоли, с высокой точностью можно определять, откуда пришло загрязнение и кто должен нести ответственность за случившееся.
В наше время сохранение природы - одно из основных условий существования человека.
- Если не будем заботиться об экологии, то нет смысла заниматься чем-то другим, все равно нашим детям ничего не останется, - убежденно говорят ученые.
Новая партия придет на острова в октябре, ведь у них, как и у других исследователей Каспия, долговременная программа. Дел тут много, ведь раньше в этих краях никакие виды работ практически не велись. Те, кто изучал реку, заканчивали свою деятельность в дельте Волги, исследователи моря уходили на большие глубины. На тысячах квадратных километров, не поймешь что - ни река, ни море. Люди здесь почти не бывали. И необычный мир природы существовал как бы сам по себе. Для человека сегодня главное - органично вписаться в него, получить богатство недр, обеспечивая не только свое социально-экономическое благосостояние, но и безопасность Каспия.