НАШЕ БУДУЩЕЕ ПОДРАСТАЕТ

Если уж искать героев в нашем Отечестве, то, наверное, в первую очередь это надо делать среди

Если уж искать героев в нашем Отечестве, то, наверное, в первую очередь это надо делать среди учителей. Произношу эти слова не в качестве дежурной фразы перед наступающим очередным учебным годом, а как человек, по долгу своей работы в Государственной Думе РФ хорошо знающий реальное положение в области просвещения в России.
Впрочем, не нужно быть парламентарием, чтобы понимать, что условия, в которых учатся наши дети, иначе как бедственными не назовешь. Половина школьных зданий в стране требует капитального ремонта, а 15 процентов из них находятся в аварийном состоянии. Особенно в тяжелом положении оказались сельские школы. Наступил уже двадцать первый век, а в половине из них нет центрального отопления и канализации. Нет телефонной связи с райцентрами. Уже десять лет не обновляются школьные библиотечные фонды.
Остается только поклониться самоотверженности учителей, которые, получая мизерную зарплату (в среднем 400 рублей в месяц), выполняют свою святую миссию, сохраняя интеллектуальный потенциал нации, а тем самым и нашу общую надежду на достойное будущее.
Тяжелое положение в образовании - не только следствие его скудного финансирования из бюджета. Оно обусловлено также принятой сейчас схемой прохождения денег от казны до школы и в очень большой степени лукавым отношением государства к субъектам образования.
Во-первых, основанием для выделения денег на эту статью бюджета служит не экономический расчет реальной стоимости обучения (таких расчетов, скорее всего, просто не существует), а принцип "сколько дадим". Общее бюджетное финансирование системы образования в 2000 году должно составить 189 млрд. рублей. Около 11 млрд. рублей из них уйдут на оплату коммунальных услуг, так что на само образование будет потрачено 177 млрд. рублей. Таким образом, в течение года на одного ученика в наших школах будет израсходовано в среднем 5,4 тыс. рублей. Это в 35 раз меньше, чем в США.
Однако и этот расчет не совсем точен: реально до школы денег доходит еще меньше. Виновата в этом существующая сегодня система финансирования школы через трансферт. Трансфертные деньги попадают в региональную казну, и у губернаторов очень часто возникает соблазн с их помощью решить свои многочисленные проблемы: построить мост, обеспечить успех в битве за урожай.... У кого легче всего забрать деньги? Конечно же, у самых слабых и безответных. Вот и мыкаются учителя, месяцами, а то и годами, дожидаясь задержанной заработной платы. Вот и повисают у школ камнем на шее задолженности за коммунальные платежи. А проблема эта, поверьте, совсем не шуточная, особенно в северных районах и в Сибири, где каждую зиму буквально вымерзают десятки, если не сотни школ. Вполне возможно, что этой осенью из-за долгов, которые накопились в 1997-1998 годах, многие школы и вузы просто не подключат к обеспечению теплом.
И здесь государство играет неизвестно с кем в лукавые игры. Ведь не вузы или школы должны энергетикам, а само государство, которое не выделяло им средств на оплату электричества, тепла, воды, чтобы те заплатили коммунальщикам и энергетикам, которые по большому счету тоже государственные. Но то, что для кого-то - всего лишь игры, для нашей системы образования без преувеличения вопрос жизни и смерти.
Вот почему Союз правых сил выступает за введение взамен трансферта целевой образовательной субвенции на условиях прозрачности и адресности, а также за максимальное увеличение бюджетного финансирования образования. Дальше. Раз уж государство такое бедное, необходимо создавать условия для привлечения в сферу образования внебюджетных средств. Известно, что уже сейчас помимо 177 млрд. рублей, выделяемых бюджетом на образование, наше общество, все мы разными способами добавляем к ним еще более 100 млрд. рублей. Абсолютно необходимо разработать и узаконить механизмы стимулирования благотворительности, чтобы те, у кого есть деньги, могли финансировать образование тех, у кого денег нет.
Следует развивать общественные формы управления образованием, создавать эффективные попечительские советы вообще. Необходимо, чтобы граждане могли вступать в прямой диалог с властью по поводу образования, влиять на бюджет, на кадровые назначения, на содержание образования.
В свою очередь, государство должно со всей ответственностью отнестись к проблемам образования, выработав экономически обоснованную стратегию и тактику своих действий, решив в первую очередь главный на сегодня вопрос: обеспечить минимум, необходимый для выживания нашей школы.
В этой связи вызывает удивление предлагаемый Минобразования проект о переходе средней школы на 12-летку. При наличии стольких вопиющих, требующих немедленного решения проблем это предложение напоминает дымовую завесу - попытку скрыть реальную проблематику и прикрыться мнимой.
Справедливости ради надо сказать, что подобные действия министерства, из-за которых технический, вспомогательный вопрос увеличения сроков обучения в школе вдруг незаслуженно приобрел масштаб общенационального бедствия, не нашли понимания ни в обществе, ни в Думе. На состоявшихся 15 июня парламентских слушаниях о нецелесообразности этой меры заявили представители самых разных фракций: СПС, КПРФ, Аграрной, "Яблока".
Представители ведомства, как и парламентарии, и подавляющая часть общественности, должны исходить из того, что сейчас система образования в нашей стране находится в полуживом состоянии, что ее нужно срочно спасать. И именно на это должны быть направлены все наши силы и средства.