СТРАНЕ НУЖНЫ НАДЕЖНЫЕ КРЫЛЬЯ

Из всех отраслей российской экономики, пожалуй, лишь в алюминиевой отрасли производство "крылатого металла" за последнее десятилетие не только не снизилось, а наоборот, выросло на 8 процентов. Если в 1990 году было получено 2,8 млн. тонн алюминия, то в прошлом году его производство составило 3,1 млн. тонн. Этот рост был достигнут за счет модернизации предприятий и более полной загрузки производственных мощностей. Сегодня на долю России приходится 15 процентов всего выплавленного в мире металла. Некоторые эксперты объясняют этот удивительный для постсоветской России феномен ростом мировых цен на "крылатый" металл.

Однако это лишь одно из условий, другое - не менее важное, на наш взгляд, то, что у истоков этого бизнеса оказались люди, умеющие точно просчитывать последствия своих шагов. Многие, видимо, помнят, какой шок в средствах массовой информации вызвало в феврале нынешнего года сообщение о сделке по продаже акций крупнейших алюминиевых заводов - Братского, Красноярского и Новокузнецкого. Некоторые коллеги даже назвали эту сделку "бизнес-хитом" года. И только сейчас можно оценить эффективность создания такого вертикально интегрированного суперхолдинга "Русский алюминий", на долю которого приходится 12 процентов мирового производства первичного алюминия. После окончания процесса объединения "Русский алюминий" войдет в тройку крупнейших мировых компаний по производству "крылатого" металла. Правда, для того, чтобы на равных конкурировать с крупнейшими мировыми производителями алюминия, потребуется в значительной мере перевооружить отечественные заводы. Несмотря на то что эта отрасль промышленности устояла в 90-е годы, не рухнув под тяжестью инфляционных процессов, развитие большинства предприятий оказалось "замороженным": оборудование изнашивалось, не внедрялись передовые технологии. А тем временем зарубежные конкуренты постоянно совершенствовали свое производство и технологически ушли далеко вперед.
Создание ОАО "Русский алюминий" как раз и было продиктовано стремлением, объединив усилия, сократить этот разрыв. Поэтому с момента создания холдинга здесь начата разработка глобальной инвестиционной программы, в которой предусматривается техническое перевооружение крупнейших алюминиевых заводов страны, а также развитие отечественной сырьевой базы.
Для каждого предприятия подготовлена своя конкретная целевая программа. Так, для ОАО "Красноярский алюминиевый завод" утверждена инвестиционная программа на сумму 120 млн. долларов. Большая часть этих денег - примерно 109 млн. - пойдет на модернизацию электролизного производства. Поэтапно завод будет переходить на экологически более чистую технологию с использованием так называемого "сухого" анода. Определен и срок реализации программы - 2010 год.
Второй инвестиционный проект, утвержденный компанией "Русский алюминий", предусматривает реконструкцию корпуса алюминия высокой чистоты. Общая сумма затрат составит 12 млн. долларов. Работа должна быть выполнена до конца следующего года.
В июле компания "Русский алюминий" установила свое управление на Братском алюминиевом заводе. И здесь также начата разработка целевой инвестиционной программы, рассчитанной на три года. Она предусматривает внедрение в первую очередь ресурсосберегающих технологий и повышение экологической безопасности производства. Общая сумма необходимых вложений пока не определена. Однако работы ведутся уже сейчас.
Особую тревогу вызывает кремниевое производство. Дело в том, что за все 13 лет эксплуатации этого цеха лишь однажды - в 1995 году - капитально отремонтировали два из 12 электрофильтров. Согласно установленным нормам капитальный ремонт электрофильтров цеха по производству кремния и ферросилиция необходимо проводить не реже одного раза в три года. Пренебрежение этими правилами на БрАЗе привело к тому, что фильтры не справлялись с очисткой воздуха в цехе. А это отрицательно сказывалось не только на здоровье работавших здесь людей, но и экологической обстановке в городе в целом.
Ситуация изменилась после вхождения БрАЗа в компанию "Русский алюминий". В сжатые сроки был проведен ремонт электрофильтра первой газоочистки. Ведется наладка еще двух фильтров. Выделены деньги и начат капитальный ремонт электрофильтров на четвертой газоочистке. Поставлена задача к ноябрю выполнить все ремонтные работы. Надо сказать, что наладка фильтров - весьма сложная и трудоемкая работа. И стоит она немалых денег - ремонт одного агрегата обходится в 6 млн. рублей. По графику, утвержденному в ОАО "Русский алюминий", все газоочистные установки на БрАЗе будут капитально отремонтированы и выведены на проектную мощность в течение двух лет. По расчетам специалистов, это в шесть раз уменьшит выбросы кремниевой пыли в цехе.
Еще 15 млн. долларов до конца нынешнего года компания "Русский алюминий" вложит в развитие только что приобретенного Белокалитвинского металлургического производственного объединения, выпускающего алюминиевый прокат, товары народного потребления. Из этой суммы 10 млн. долларов планируется направить на пополнение оборотных средств, а 5 млн. - на реконструкцию производственных мощностей завода, выпускающего длинномерные профили и плиты для фюзеляжей и крыльев самолетов.
Это особенно важно для возрождения отечественного авиастроения. Ведь за последние 10 лет производство летательных аппаратов в стране сократилось в 20 раз.
Особое внимание компания "Русский алюминий" уделяет развитию сырьевой базы. Сегодня заводы, входящие в холдинг, обеспечены глиноземом собственного производства только на 40 процентов. Это ставит компанию в зависимость от поставщиков, ведет к удорожанию продукции. Дело в том, что цены на глинозем на мировом рынке в последнее время стремительно растут. Поэтому "Русский алюминий" активно ведет техническое переоснащение своих производителей сырья - крупнейшего в Европе Николаевского глиноземного завода и Ачинского глиноземного комбината. Два этих предприятия способны выдавать в год 1900 тыс. тонн глинозема. Уже в этом году в развитие сырьевой базы будет вложено около 500 млн. рублей. Для Ачинского комбината будут закуплены новые "БелАЗы", экскаваторы, бульдозеры, грейдеры. Эта техника необходима для работы нефелиновых рудников. Часть автомобилей и тракторов уже поступила на комбинат. Новую технику здесь не видели уже много лет.
Согласно принятой инвестиционной программе объем финансовых вложений в модернизацию производства на Николаевском заводе в ближайшие два года составит не менее 40 млн. долларов. Производство глинозема здесь планируется довести до 1,5 млн. тонн в год.
Комментируя инвестиционную программу, исполнительный директор ОАО "Русский алюминий" Виктор Беляев подчеркнул, что "расширение и увеличение объемов производства алюминия имеет важнейшее стратегическое значение не только для развития самой компании, но и для экономики всей России".
С такой оценкой нельзя не согласиться. Сегодня экономика страны начинает медленно, но верно подниматься. А завтра для настоящего взлета ей потребуются надежные крылья. Обеспечить их надежность как раз и помогут такие мощные структуры, как "Русский алюминий".