ТРАГЕДИЯ БЕЗ ГРИФА "СЕКРЕТНО"

Создать на месте памятника "железному Феликсу" (председатель ВЧК Феликс Дзержинский) на Лубянской площади в Москве мемориальный комплекс жертвам политических репрессий в бывшем СССР призвал в канун 10-летия Федерального закона об их реабилитации председатель одноименной комиссии при президенте РФ академик Александр Николаевич Яковлев, 78-летний ученый и политик, которого у нас не без оснований считают главным идеологом и "архитектором" горбачевской перестройки конца 80-х годов.

КАТОК РЕПРЕССИЙ
Как председатель комиссии, хорошо знакомый с многими секретными и сверхсекретными материалами, А. Яковлев считает: у него есть все основания утверждать, что политическим репрессиям в бывшем СССР подверглись более 20 млн. человек. Хотя многие политологи, ученые оперируют самыми разными цифрами - от 750 тыс. (коммунисты) и до 50-60 млн. человек (их оппоненты).
Тема политрепрессий - одна из основных в вышедшей недавно книге А.Н. Яковлева "Омут памяти", а также в изданном под его редакцией первом томе сборника документов "Реабилитация. Как это было", - охватывающем период с 1953 года по XX съезд КПСС (28 февраля 1956 года).
Всего, как сообщил "Труду" руководитель рабочего аппарата комиссии, подготовившей сборник, доктор исторических наук Андрей Артизов, будет издано четыре тома таких документов. Сейчас в работе второй том, охватывающий период с марта 1956-го по начало 1980 года. Третий том посвящен реабилитации жертв политрепрессий с 1980 года по 18 октября 1991 года. Именно в этот день вступил в силу Закон о реабилитации жертв политических репрессий. И, наконец, четвертый том будет включать документы, начиная с этого дня по настоящее время. Среди впервые публикующихся документов - огромное количество рассекреченных материалов из фонда Сталина, которые свидетельствуют, что "вождь народов не только знал о репрессиях, но и организовывал, направлял и руководил ими".
"Репрессии, словно гигантский каток, прокатились за годы Советской власти по всей стране, по судьбам десятков миллионов людей и их потомков", - заявил Александр Николаевич корреспонденту "Труда".
НИЗЛОЖЕНЫ, НО ОПРАВДАНЫ
Сейчас комиссия А. Яковлева рассматривает вопрос о возможности реабилитации членов Временного правительства 1917 года. И уже пришла к выводу, что не все они могут быть реабилитированы как жертвы политических репрессий.
"Реабилитация коснется только некоторых членов правительства, которые не эмигрировали из России, - говорит А. Яковлев. - Изучая архивные документы, нам предстоит уточнить, кто из них после Октябрьского переворота действительно подвергся репрессиям".
Показательна в этом плане судьба члена Временного правительства - министра земледелия Семена Маслова. Немногим более десяти лет назад, в 1988 году, сначала президиум Московского областного суда, а затем пленум Верховного суда СССР отменили приговор Особого совещания при коллегии ОГПУ в отношении его (с просьбами о реабилитации С. Маслова его дочь обращалась в соответствующие органы СССР еще в 1956-1958 годах). Военная прокуратура, проверяя "дело" министра земледелия, выяснила, что во время следствия были допущены нарушения так называемой социалистической законности. "Никаких преступлений за Масловым не обнаружилось", - сказал сотрудник рабочего аппарата комиссии Юрий Сигачев. Несмотря на это, в 80-х годах Генеральный прокурор СССР Роман Руденко принял решение отказать в пересмотре дела бывшего министра земледелия Временного правительства.
После Октябрьской революции 1917 года большевики активно пытались привлечь к сотрудничеству членов Временного правительства на условиях безоговорочной поддержки ими новой власти и "обещания честной работы". Те из бывших "министров-временщиков", кто отказывался от этого, имели впоследствии, как правило, несколько судимостей. Наказания отягощались еще и членством во враждебных ВКП(б) партиях. Поэтому подход комиссии к возможной реабилитации членов Временного правительства будет "строго индивидуальным", пояснил Ю. Сигачев.
А вот глава Временного правительства Александр Керенский, по мнению Александра Яковлева, реабилитации не подлежит. "Точно могу сказать одно, - заявил он, - советские ученые внесли путаницу в судьбу главы Временного правительства. Он не был подвергнут репрессиям, а впоследствии без проблем перебрался за границу".
ОРУДИЕ В БОРЬБЕ ЗА ВЛАСТЬ
К "крупным успехам" карающих органов Советской власти относятся Корниловский мятеж 1917 года и "Шахтинское дело" 1928 года. Пересмотр этих уголовных дел по рекомендации комиссии А. Яковлева завершила недавно Генеральная прокуратура РФ.
Поднятый верховным главнокомандующим вооруженных сил России генералом Лавром Корниловым мятеж, главную роль в котором играли кадеты, ставил своей целью разгром большевиков и установление в стране диктатуры. Несмотря на то, что это выступление военных было поддержано Англией, Францией и США, уже к 30 августа 1917 года оно было подавлено...
"Шахтинское дело" о "вредительской деятельности" антисоветски настроенных специалистов угольной промышленности Донбасса было раскрыто органами ОГПУ в начале 1928 года. Перед судом, который проходил с 18 мая по 6 июля в Верховном суде СССР, предстали 53 человека, в основном инженеры и техники.
Их обвинили в подрывной работе "в интересах бывших хозяев, бежавших за границу", и получении от них за это вознаграждения. 5 обвиняемых были приговорены к расстрелу, 40 - к тюремному заключению сроком до 10 лет, 4 - к условному наказанию.
Среди других дел, которые рассмотрены комиссией по реабилитации, - нашумевшие в свое время, так называемое "дело врачей", антифашистского комитета, материалы о раскулачивании крестьян...
Оказалась в поле зрения и судьба маршала, четырежды Героя Советского Союза Георгия Жукова (1896-1974 гг.), который принял 8 мая 1945 года от имени Верховного Главнокомандования СССР капитуляцию фашистской Германии.
Г. Жуков, который еще в 30-е годы по счастливой случайности избежал ареста во время сталинской чистки армии, не сломился под тяжестью нелепых обвинений партийной верхушки и был отправлен в отставку с поста министра обороны СССР...
Военная коллегия Верховного суда РФ недавно реабилитировала по представлению комиссии Главного маршала авиации бывшего СССР, дважды Героя Советского Союза Александра Новикова. "Изучив после обращения к нам его жены архивные материалы так называемого "авиационного дела" 1946 года, мы пришли к выводу, что оно сфабриковано и носило не уголовный, а политический характер", - сообщил А. Яковлев.
Главная военная прокуратура, согласилась с рекомендациями комиссии о реабилитации А. Новикова как подвергшегося политическим репрессиям и пересмотрела "авиационное дело". Военная же коллегия Верховного суда РФ приняла решение реабилитировать маршала.
Напомню, что в 1953 году А. Новиков был реабилитирован, восстановлен в воинском звании и в рядах компартии, ему были возвращены государственные награды. В 1953-1955 годах он даже командовал дальней авиацией Советской армии. Умер в 1976 году в возрасте 75 лет, но по Закону РФ о реабилитации жертв политических репрессий А. Новиков не проходил - после смерти Иосифа Сталина маршал и дважды Герой Советского Союза был амнистирован вместе с уголовниками...
ВАЛЛЕНБЕРГ: ИНФАРКТ ИЛИ РАССТРЕЛ?
Рассказывая о работе комиссии под руководством А. Яковлева, я намеренно не останавливаюсь подробно на "деле" шведского дипломата Рауля Валленберга, над недавней реабилитацией которого совместная российско-шведская группа работала 10 лет. Хотя, по утверждению посла Швеции в РФ Свена Хирдмана, "дело Валленберга" было "спорным вопросом", Яковлев уверен, что он погиб в застенках Лубянки. "Несмотря на то, что документов дела Валленберга не сохранилось, есть достаточно свидетельств, позволяющих сделать вывод, что репрессированный сталинским режимом шведский дипломат умер не своей смертью, а был расстрелян", - уверен А. Яковлев.
Глава советского МИДа Андрей Громыко в известном меморандуме шведской стороне в свое время сообщал о "предположительной" (!) смерти Р. Валленберга в июле 1947 года от инфаркта миокарда. Однако изученные комиссией свидетельства и документы дают основания утверждать, говорит Яковлев, что шведский дипломат был расстрелян и в отношении его может быть применен Закон РФ о реабилитации жертв политических репрессий. По его словам, о расстреле Валленберга ему, как бывшему члену Политбюро ЦК КПСС, говорил Владимир Крючков, занимавший должность председателя КГБ СССР.
ВМЕСТО ПОСЛЕСЛОВИЯ
Сейчас у президентской комиссии одна из главных забот - создать межведомственную рабочую группу, которой предстоит уточнить число жертв политических репрессий на территории бывшего СССР. Другая забота - сделать работу по реабилитации более эффективной. Как сообщил А. Артизов, численность соответствующих отделов органов прокуратуры сокращена в два раза. Между тем остаются не рассмотренными около полумиллиона дел. "Если эта работа будет вестись такими темпами, как сейчас, то она растянется еще на десятилетия", - сказал он.
По словам самого А. Яковлева, после представленного им президенту РФ В. Путину доклада о ходе реабилитации жертв политических репрессий глава государства с пониманием отнесся к проблемам, которые стоят перед комиссией.
Среди них, в частности, реабилитация детей, которые лишились в результате политических репрессий родителей и в настоящее время проходят по категории "потерпевших". В Госдуму четырежды вносились поправки к закону 1991 года по этому поводу, но они были провалены. "Причина банальна - отрицательное заключение правительства, у которого нет денег на выплаты надбавок к пенсиям детей, лишившихся родителей в результате политических репрессий", - пояснили в комиссии. По ее данным, на это требуется около 200 млн. рублей.
Сейчас в комиссии - более 3 млн. обращений потомков раскулаченных в конце 20-х - начале 30-х годов зажиточных крестьян. Кроме того, с 1951 по 1953 год по линии МВД и КГБ было арестовано почти 6 млн. человек, из которых 900 тысяч расстреляно.