"НЕДЕЛИМЫЙ" АТОМ

16 августа в Алма-Ате на пресс-конференции, посвященной проблемам развития атомной энергетики, казахстанские ученые высказались в поддержку идеи ввоза в республику для хранения отработанного ядерного топлива и радиоактивных отходов. При этом, согласно последним опросам, треть граждан Казахстана уже не против коммерческого хранения отходов, а каждый десятый (пока еще) колеблется.

Сравнение с предыдущими аналогичными опросами выявляет четкую тенденцию: число казахстанцев, поддерживающих эту идею, неуклонно растет. И неудивительно. Ведь ее реализация позволит Казахстану за счет хранения чужого ОЯТ решить собственные экологические проблемы, связанные с последствиями ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне и добычей урана. Словом, у законопроекта, к обсуждению которого депутаты меджлиса Республики Казахстан вернутся после парламентских каникул, все больше шансов быть принятым.
Ситуация эта знакома России. Она пережила ее недавно: проект экономически перспективной программы, поддержка его учеными, громкие протесты экологов и, наконец, принятие пакета поправок к атомному законодательству. В Казахстане, как видим, события развиваются примерно по тому же сценарию, и есть основания полагать, что в ближайшем будущем там тоже будут разрешены ввоз и хранение ОЯТ.
Благодаря этому они рассчитывают добиться финансового обеспечения государственных программ по реабилитации территорий, загрязненных радиацией. Вот только решать свои проблемы Казахстан будет в определенной мере за счет России.
Конечно же, винить его за это нельзя: разъехавшись по отдельным квартирам, вчерашние союзные республики теперь самостоятельно заботятся о собственном благе. В конце концов нельзя же запретить суверенному государству заимствовать опыт соседей, включая их перспективные программы и законы. Но в итоге наша страна может потерять десятки миллиардов долларов, чему, по мнению представителей атомной энергетики, весьма активно способствуют отечественные "зеленые". Они, как утверждают оппоненты, всячески тормозят начало реализации перспективных проектов, нередко используя при этом не самые чистоплотные методы и сомнительные аргументы.
- Те, кто сегодня определяет экологическую политику, по-моему, лже-экологи, - считает советник министра по атомной энергии, доктор технических наук Борис Никипелов. - Они подменяют приоритеты в вопросах экологии, ставя на первое место по вредности атомную энергетику и спекулируя на имевших место в прошлом негативных последствиях оборонной деятельности. Но ведь на самом деле, даже если учесть все факторы риска, связанные с атомной энергетикой, сегодня не они и тем более не эти последствия определяют экологическую ситуацию в России. Вредят и автотранспорт с его выбросами, и тяжелые металлы, и химия. Но наши оппоненты предпочитают играть на страхе обывателя перед атомной энергией. А это дезориентирует и население, и власть...
Конечно, в Казахстане тоже есть охотники нажить на антиядерной тематике политический капитал. Но ядерщики Казахстана, почти треть территорий которого нуждается в реабилитации, выступают даже за то, чтобы принять для хранения не только ОЯТ, но и радиоактивные отходы. Наши соседи воспользовались идеей российских ученых - хранить их в урановых рудниках. В Казахстане эти рудники и без того "фонят", так что захоронение в них отходов не ухудшит радиационную ситуацию. Но зато позволит заработать предположительно от 20 до 40 миллиардов долларов.
В Россию отходы ввозить никто не собирается. Да это и запрещено. Более того, после переработки топлива страна-поставщик должна будет забрать у нас отходы. И поэтому Казахстан благодаря более гибкому законодательству вполне способен отбить у России контракты на хранение и переработку ОЯТ. Даже несмотря на то, что у нашего соседа нет многолетнего опыта хранения и переработки ОЯТ и такого опыта комплексного заключения контрактов, как у головного внешнеторгового предприятия Минатома - ОАО "Техснабэкспорт". Нашим соседям достаточно запросить за ввоз чуть меньшую плату или просто не настаивать на вывозе отходов. И это может лишить Россию части контрактов, благодаря которым мы смогли бы не только исправить экологическую ситуацию в зонах ядерно-техногенных катастроф, но и заработать на производстве новой энергии.
А захороненные в Казахстане отходы окажутся гораздо ближе к Омской, Курганской, Оренбургской областям, чем если бы они оказались в самой России, и будут посылать горячие приветы нашим экологам...