04 декабря 2016г.
МОСКВА 
-6...-8°C
ПРОБКИ
1
БАЛЛ
КУРСЫ   $ 64.15   € 68.47
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

ЗАКОН И ДЕТЕКТОР

Комаров Глеб
Опубликовано 01:01 01 Сентября 2004г.
Катастрофы, подобные случившимся на прошлой неделе, остро ставят перед государством и обществом ряд вопросов. Главный из них: почему это не смогли предотвратить? Где то уязвимое место (или несколько), которое нашли террористы? Как добиться, чтобы вероятность совершения теракта была сведена хотя бы к минимуму?

Уязвимых мест, по идее, может быть два - оборудование и персонал. И здесь вновь возникают вопросы: достаточно ли соответствующего оборудования; если абсолютной безопасности не бывает, то где та граница, которая делает ее приемлемой; хватает ли существующих инструкций по авиационной безопасности или проблема в том, что они попросту выполняются не в полной мере...
Естественно, проблема нехватки специального оборудования стоит у нас остро. Трудно ожидать, что финансовые возможности аэропортов, которые обслуживают один-два рейса в день, позволят купить им металлодетекторы нового поколения. И не имеет значения, какая форма собственности у этого аэропорта - ГУП или частное акционерное общество. Уже после катастроф в Тульской и Ростовской областях специалисты подсчитали, что купить по приемлемой стоимости новые газоанализаторы и детекторы можно будет только в рамках осуществления специальной государственной программы. Но кто-то должен инициировать принятие такой программы.
В том же Домодедово или, к примеру, Пулково оборудование не просто хорошее, а лучшее из того, что сегодня используется в мировой практике. Есть там и металлодетекторы, и газоанализаторы такие же, как и у заокеанских коллег. Ведь неспроста международные организации признавали в последние пару лет аэропорт "Домодедово" одним из лучших по безопасности и комфортабельности в стране и регионе.
Не скроем, специалисты говорят о том, что чрезмерное стремление к абсолютной безопасности вредит гражданской авиации как удобному и доступному виду транспорта. Если необходимость применения привычных металлодетекторов бесспорна, то использование отпечатков пальцев, компьютерного томографического сканера, сканирование сетчатки глаза мало кого порадует.
А выявить следы гексогена, к примеру, можно сегодня только с помощью компьютерного томографического сканера, который, к слову, в нашей стране использовать запрещено законом. Или вот недавно в США обсуждалась и на неофициальном уровне была признана неэффективной возможность использования неких "волшебных" рамок. Заходит в такую рамку пассажир, его две с половиной минуты обдувает ветерком, а аппаратура тем временем ищет на нем следы взрывчатых веществ.
При этом все признают, что даже появление сверхнадежного оборудования не исключает возникновения кризисных ситуаций, когда проявляется человеческий фактор: усталость, пересменка, пробки на дорогах. Легко возразить: оправдание можно придумать для любой ситуации, главное - последовательно выполнять все существующие инструкции. Но и здесь у нас есть проблемы.
После событий 11 сентября американцам пришлось заново переписывать все инструкции: они просто представить себе не могли появления врага на собственной территории. Европе в этом смысле было "проще". Она закалена поколениями сепаратистов из разных уголков континента. Россия с печальной традицией захватов самолетов для побега "на Запад" в этом смысле близка к Европе...
Да и профессионалы говорили, что довольно жесткие инструкции, сохранившиеся с тех времен, когда за безопасность на воздушном транспорте отвечали линейные отделы УВД, вполне соответствуют международным нормативам. Но, похоже, не все так просто. Во время визита в Домодедово в минувшее воскресенье новый министр транспорта Игорь Левитин, стараясь обходиться без резких замечаний и преждевременных выводов, все же расписался в некотором бессилии его ведомства. По его словам, необходимо привести в соответствие нормативы по безопасности. А то у Шереметьево одна система безопасности, у Домодедово - другая. Хотя и тот и другой аэропорты выполняют все требования авиационных чиновников.
Проблема в том, что на недавно прошедшем "круглом столе", посвященном проблемам транспортной безопасности, специалисты обратили внимание на полное отсутствие в стране законодательства, посвященного этому вопросу. Вроде бы в IV квартале нынешнего года должна быть разработана концепция организации безопасности, но пока никаких подвижек в Государственной Думе и органах исполнительной власти в этом направлении не было замечено.
Теперь-то, надеемся, положение изменится. Говорят, что все вопросы безопасности решаются "с кровью". Но пока развитие транспортной безопасности серьезно тормозит именно отсутствие правовой базы и стандартов. Хотя и не такая это трудная задача: необходимый свод организационно-технических мероприятий можно скопировать с существующих стандартов Международной организации гражданской авиации (ICAO). Они применимы особенно теперь, когда общемировые параметры безопасности актуальны во всех уголках страны.


Loading...



В ГД внесли законопроект о декриминализации побоев родственников