23 июня 2018г.
МОСКВА 
26...28°C
ПРОБКИ
2
БАЛЛА
КУРСЫ   $ 63.24   € 73.72
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

ЗАКОН И ДЕТЕКТОР

Комаров Глеб
Опубликовано 01:01 01 Сентября 2004г.
Катастрофы, подобные случившимся на прошлой неделе, остро ставят перед государством и обществом ряд вопросов. Главный из них: почему это не смогли предотвратить? Где то уязвимое место (или несколько), которое нашли террористы? Как добиться, чтобы вероятность совершения теракта была сведена хотя бы к минимуму?

Уязвимых мест, по идее, может быть два - оборудование и персонал. И здесь вновь возникают вопросы: достаточно ли соответствующего оборудования; если абсолютной безопасности не бывает, то где та граница, которая делает ее приемлемой; хватает ли существующих инструкций по авиационной безопасности или проблема в том, что они попросту выполняются не в полной мере...
Естественно, проблема нехватки специального оборудования стоит у нас остро. Трудно ожидать, что финансовые возможности аэропортов, которые обслуживают один-два рейса в день, позволят купить им металлодетекторы нового поколения. И не имеет значения, какая форма собственности у этого аэропорта - ГУП или частное акционерное общество. Уже после катастроф в Тульской и Ростовской областях специалисты подсчитали, что купить по приемлемой стоимости новые газоанализаторы и детекторы можно будет только в рамках осуществления специальной государственной программы. Но кто-то должен инициировать принятие такой программы.
В том же Домодедово или, к примеру, Пулково оборудование не просто хорошее, а лучшее из того, что сегодня используется в мировой практике. Есть там и металлодетекторы, и газоанализаторы такие же, как и у заокеанских коллег. Ведь неспроста международные организации признавали в последние пару лет аэропорт "Домодедово" одним из лучших по безопасности и комфортабельности в стране и регионе.
Не скроем, специалисты говорят о том, что чрезмерное стремление к абсолютной безопасности вредит гражданской авиации как удобному и доступному виду транспорта. Если необходимость применения привычных металлодетекторов бесспорна, то использование отпечатков пальцев, компьютерного томографического сканера, сканирование сетчатки глаза мало кого порадует.
А выявить следы гексогена, к примеру, можно сегодня только с помощью компьютерного томографического сканера, который, к слову, в нашей стране использовать запрещено законом. Или вот недавно в США обсуждалась и на неофициальном уровне была признана неэффективной возможность использования неких "волшебных" рамок. Заходит в такую рамку пассажир, его две с половиной минуты обдувает ветерком, а аппаратура тем временем ищет на нем следы взрывчатых веществ.
При этом все признают, что даже появление сверхнадежного оборудования не исключает возникновения кризисных ситуаций, когда проявляется человеческий фактор: усталость, пересменка, пробки на дорогах. Легко возразить: оправдание можно придумать для любой ситуации, главное - последовательно выполнять все существующие инструкции. Но и здесь у нас есть проблемы.
После событий 11 сентября американцам пришлось заново переписывать все инструкции: они просто представить себе не могли появления врага на собственной территории. Европе в этом смысле было "проще". Она закалена поколениями сепаратистов из разных уголков континента. Россия с печальной традицией захватов самолетов для побега "на Запад" в этом смысле близка к Европе...
Да и профессионалы говорили, что довольно жесткие инструкции, сохранившиеся с тех времен, когда за безопасность на воздушном транспорте отвечали линейные отделы УВД, вполне соответствуют международным нормативам. Но, похоже, не все так просто. Во время визита в Домодедово в минувшее воскресенье новый министр транспорта Игорь Левитин, стараясь обходиться без резких замечаний и преждевременных выводов, все же расписался в некотором бессилии его ведомства. По его словам, необходимо привести в соответствие нормативы по безопасности. А то у Шереметьево одна система безопасности, у Домодедово - другая. Хотя и тот и другой аэропорты выполняют все требования авиационных чиновников.
Проблема в том, что на недавно прошедшем "круглом столе", посвященном проблемам транспортной безопасности, специалисты обратили внимание на полное отсутствие в стране законодательства, посвященного этому вопросу. Вроде бы в IV квартале нынешнего года должна быть разработана концепция организации безопасности, но пока никаких подвижек в Государственной Думе и органах исполнительной власти в этом направлении не было замечено.
Теперь-то, надеемся, положение изменится. Говорят, что все вопросы безопасности решаются "с кровью". Но пока развитие транспортной безопасности серьезно тормозит именно отсутствие правовой базы и стандартов. Хотя и не такая это трудная задача: необходимый свод организационно-технических мероприятий можно скопировать с существующих стандартов Международной организации гражданской авиации (ICAO). Они применимы особенно теперь, когда общемировые параметры безопасности актуальны во всех уголках страны.




Каким будет выступление российской сборной по футболу на домашнем чемпионате мира? Ваш прогноз!