ВЕДЬ ЭТО НАШИ ГОРЫ

Они были нужны "уже вчера". Эту фразу о двух горных бригадах, которые в ближайшее время предстоит сформировать на Северном Кавказе, президент России Владимир Путин сказал недавно на совещании силовиков в Дагестане. Вопрос о сроках стоит очень жестко. Предполагалось, что костяк бригад удастся создать в 2005 году. Но сделать это оказалось непросто, и теперь речь идет уже о начале 2006 года.

Между тем потребность в усилении военного присутствия на Кавказе день ото дня растет. Первую бригаду решено разместить в Ботлихском районе Дагестана, пограничном с Чечней. Она встанет на стыке границ трех государств - Азербайджана, Грузии и России - и перекроет те горные перевалы, через которые иностранные наемники просачиваются в Чечню.
Вторая бригада будет дислоцирована в Карачаево-Черкесии. Пункты базирования аналитики Генштаба просчитывали долго. Дагестан, если верить просочившемуся в прессу секретному докладу полпреда президента в Южном федеральном округе Дмитрия Козака, вот-вот готов взорваться. Карачаево-Черкесия, по данным спецслужб, в последние годы становится еще одним оплотом ваххабизма на Северном Кавказе. Поэтому необходимость в войсковом прикрытии госграницы вызвана, скорее, соображениями не столько внешней, сколько внутренней безопасности Российского государства. В Дагестане, например, в последние несколько месяцев было совершено более 70 терактов в отношении сотрудников госвласти и правоохранительных органов.
Еще в прошлом году на обустройство "дагестанской" бригады государство выделило более одного миллиарда рублей. Бюджет нынешнего года предусматривает на эти цели 2,4 миллиарда, а в программе на следующий заложено около 3,5 миллиарда рублей.
Для регионов это, безусловно, подарок. Они только в виде налогов получат более 600 миллионов рублей. Кроме того, будут выделены необходимые деньги на строительство дорог и на подводку газа и электроэнергии в близлежащие села. К тому же Минобороны берет на себя снабжение этого района водой, что тоже обойдется недешево. Тем удивительнее, что на днях в Ботлихском районе прошло несколько митингов с требованием прекратить строительство военного городка. Более 300 жителей вышли на улицы с требованием перенести казармы в более отдаленные горные районы. Но одновременно они обратились к военному руководству с просьбой, чтобы призывали на службу в горную бригаду именно их сыновей.
Как сообщил корреспонденту "Труда" источник в Генштабе, для "горников" создана принципиально новая оргштатная структура. Тяжелого вооружения в бригадах не будет - в горах оно не слишком эффективно. В их составе предусмотрены разведрота, мобильная рота и вертолетная рота, которую предполагается оснастить всепогодными вертолетами Ми-28, а также Ка-50, который специально создан для боевых действий в труднодоступной местности. Кроме того, в вертолетной роте будет несколько беспилотных летательных аппаратов, способных вести разведку в горах.
К сожалению, опыт горной подготовки в последние два десятилетия в Российской армии утерян. Во время Великой Отечественной войны на Кавказе наши военные альпинисты успешно противостояли немецким "эдельвейсам". После Победы эти подразделения расформировали. С началом афганской кампании армейскому руководству пришлось восстанавливать горные части. В Киргизии была сформирована 68-я отдельная мотострелковая бригада, личный состав которой почти полностью прошел через горы Афганистана. Но и она просуществовала недолго.
Сейчас приходится вспоминать хорошо забытое старое. Общая численность горных бригад должна составить не менее 3000 человек. Казалось бы, в масштабах более чем миллионной Российской армии это капля в море. Но комплектование уже сейчас становится серьезной проблемой. Если брать туда всех подряд, то будет не горный спецназ, а обычная мотострелковая часть, которая вряд ли сумеет оправдать надежды. В вузах Минобороны выпускников по такой специальности пока не готовят.
Между тем первые "волонтеры" в северокавказских горах уже появились. Минобороны приобрело около 150 ослов и мулов для горных бригад. Эти вьючные животные незаменимы на "козьих" тропах - они способны перевозить около 80 килограммов грузов на достаточно большие расстояния.