АВТОМОБИЛЬ - НЕ РОСКОШЬ. А БЕНЗИН?

Из почты "труда"Бензин у нас все время дорожает. Цены на самый распространенный 92-й уже 15-рублевый барьер прошли и продолжают расти. Правительство обещает удержать инфляцию на уровне 11,5, в бюджет заложен рост инфляции в 8,5 процента, а бензин за год дорожает на 30 процентов. О какой же инфляции в 11 процентов может идти речь? Нам просто вешают лапшу на уши.Если бы правительство захотело, оно сумело бы поставить на место бензиновых королей, которые, пользуясь ситуацией, "гонят волну" на рынке. И разговоры о рынке и рыночных законах тут ни при чем. Россия - производитель нефти, так что наши цены не зависят от мировых. В тех же Арабских Эмиратах, я слышал, бензин все время держится на одном очень низком уровне. Так что разговоры о рыночной экономике, о том, что мы с Европой сообщающиеся сосуды - все это от лукавого. Наши "сообщающиеся сосуды" - это трубопровод, мощность которого определяется диаметром трубы, и резко увеличить поставки нефти на Запад мы физически не можем. Цены на бензин растут потому, что сильные мира сего имеют в этом росте свой интерес. Когда будет в стране порядок, цены на бензин расти перестанут. А когда же этот порядок настанет наконец?Константин МАТРОСОВ, читатель "Труда" с 18-летним стажем. ОДИНЦОВО Московской области.

А КАК У НИХ?
ВСЕГО 24 ЦЕНТА
Бензин в Объединенных Арабских Эмиратах стоит дешево, а в султанате Бруней местные жители заправляют свои машины бесплатно.
Как рассказал в беседе с корреспондентом "Труда" Ара Меликян, более одиннадцати лет проработавший торговым советником посольства России в ОАЭ, цена на бензин в этой стране устанавливается решением федерального кабинета министров. Правительство фиксирует цену и предписывает всем бензозаправочным станциям продавать горючее по ней.
Кстати, литр бензина Аи-95 стоит здесь примерно 24 цента США. Последнее повышение цен на горючее произошло в апреле прошлого года, до этого его стоимость составляла 20 центов и не менялась примерно десять лет. Владельцы нефтеперерабатывающих компаний недовольны столь низкой стоимостью бензина и требуют ее повышения. Иногда они грозят закрыть принадлежащие им бензоколонки. Но этого не происходит. Во-первых, они знают, что правительство не пойдет на поводу у владельцев АЗС. Во-вторых, и в этом главная причина, в случае закрытия частных бензоколонок их место может занять государственная компания Абу-Даби - крупнейший в стране производитель нефти и бензина в ОАЭ. При сохранении низких цен на бензин эта компания вправе рассчитывать на получение государственных дотаций из бюджета.
Никита ШЕВЦОВ.
ВСЕ ДОРОЖЕ И ДОРОЖЕ...
Бензоколонку, где я обычно заправляюсь, впрочем, как и большинство других АЗС, обслуживает один немолодой добродушный человек по имени Роб, но я называю его Роббер (Грабитель). По старому знакомству он не обижается. Помпы работают в автоматическом режиме, а ему остается лишь получать деньги, перекидываясь шутками с постоянными клиентами.
Получив с меня полсотни долларов за неполный бак, он сказал:
- Хорошо, что сегодня успели, завтра это вам стоило бы 60 долларов.
В тот день умер король Саудовской Аравии, главного поставщика нефти в США, и собственный опыт подсказал Робу, что это вызовет немедленное повышение цен. Так оно и оказалось: через пару дней самый дешевый сорт бензина стал стоить 2 доллара 45 центов за галлон (американский галлон - около 3,78 литра). Или 65 центов литр. А еще недавно галлон стоил 1,90 - 2,00.
Почему же правительство не призовет нефтяные компании к порядку, не остановит рост цен на нефтепродукты? Да потому что не имеет права: в период президентства Рональда Рейгана регулирование деятельности нефтяных компаний было прекращено, цены стали определяться по закону рыночной экономики "спрос - предложение". Теперь поставщики бензина используют любой предлог, чтобы поднять его стоимость хотя бы на несколько центов.
Виссарион СИСНЕВ.
ВАШИНГТОН.
ТРАНСПОРТ
С "НОЖНЫМ ПРИВОДОМ"
"Черной субботой" назвали китайские автомобилисты 23 июля, когда цены на бензин выросли по всей стране на 6 процентов - самые расхожие марки Аи-92 и Аи-97 стали стоить соответственно 4,26 юаня (53 цента) и 4,54 юаня (56 центов) за литр. Госкомитет по развитию и реформам спустил новую установку на места вниз по вертикали управления, доведя ее через свои региональные подразделения до каждой автозаправочной станции в границах Поднебесной.
Это повышение стало вынужденной мерой китайских властей на непрекращающийся рост мировых цен на "черное золото". Своих запасов нефти Китаю отчаянно не хватает - за последние 10 лет ее импорт возрос с 11 млн. до 122 млн. тонн. По расчетам китайских экономистов, убытки китайской экономики от высоких цен на нефть могут составить в этом году не менее 2 процентов от объема ВВП, исчисляемого более чем триллион долларов.
На обывательском уровне большой скачок цен на горючее тотчас же породил волну глухого недовольства в рядах армии китайских автовладельцев и в буквальном смысле вызвал бурю возмущения в среде таксистов. Муниципальные власти Пекина и других крупных городов КНР обнародовали планы выплаты денежных субсидий таксистам в качестве компенсации за подорожавшее горючее. В Шанхае, например, где услугами порядка 100 тысяч таксомоторов пользуются ежедневно более 3 млн. пассажиров, на эти цели ассигновано порядка 30 млн. юаней (3,7 млн. долларов). Однако многие водители считают эту меру половинчатой.
Дмитрий ПРИВАЛОВ.
ПЕКИН.
КТО НАЖИВАЕТСЯ НА ТОПЛИВЕ В ГЕРМАНИИ?
В ФРГ, самой автомобильной стране Европы, где на 82 миллиона жителей зарегистрировано более 41 миллиона четырехколесных машин, цены на горючее меняются порой несколько раз в сутки. Подавляющее число из 15 400 бензоколонок принадлежит концернам, из представительств которых и поступают через компьютерную сеть оперативные указания об изменении цен в рознице. В последние дни литр высокооктанового бензина стоит 1,23 евро.
Время от времени в Германии звучат обвинения в том, что концерны негласно вступают в сговор для поддержания высоких цен, но каждый раз дотошное и строгое ведомство по картелям заявляет, что не располагает такими данными.
Обыватель, как показывают многочисленные исследования и опросы, убежден, что с каждого проданного литра от 15 до 21 цента достаются фирмам, торгующим бензином. Однако ситуация выглядит иначе. В среднем 82 цента от проданного литра горючего изымается в госбюджет. Чистый доход концернов сейчас не превышает одного (!) цента с литра бензина или дизеля. Зарабатывают они главным образом на другом - на добыче нефти и ее переработке.
Бережливые немцы реагируют на дорогой бензин сокращением поездок большим чем ранее, приобретением экономных автомобилей.
Рудольф КОЛЧАНОВ.
БЕРЛИН.
АКТУАЛЬНЫЙ КОММЕНТАРИЙ
Как видно из материалов зарубежных собкоров "Труда", ни в одной стране рынок нефтепродуктов отнюдь не "саморегулируется" в интересах потребителя. Защита потребительских прав и удержание роста цен - забота государства. Иначе конкурирующие нефтяные компании всегда договорятся между собой, если дело касается извлечения дополнительной прибыли.
Однако некоторые государственные чиновники пытаются доказать обратное. Глава Минпромэнерго Виктор Христенко, например, уверяет: "Не следует думать, что в росте цен на нефтепродукты повинен исключительно монопольный сговор на внутреннем рынке. Нефтяники не могут не следовать за мировой конъюнктурой и не считаться с понижением рентабельности своей работы на внутреннем рынке". Другими словами, в дороговизне российского бензина виноваты мировые цены на нефть. И, по мнению министра, самое мудрое в этой ситуации - ждать, когда она изменится сама собой.
Странная позиция. У государства достаточно механизмов, с помощью которых можно и нужно влиять на рыночные цены. Однако используются они крайне неэффективно. И главная причина, по мнению многих аналитиков, в том, что от высоких цен на бензин выигрывают и нефтяные компании, жаждущие сверхприбыли, и госбюджет, куда накачиваются деньги налогов, и госчиновники, небезвозмездно лоббирующие интересы "нефтяных баронов".
Актрису Дарью Повереннову ("Бригада", "День рождения Буржуя") мы нашли на съемках в новом игровом шоу Первого канала "Империя". И вот что нам сказала Даша: "За рулем я уже почти десять лет. Люблю скорость, но стараюсь ездить очень аккуратно. А в последнее время я увлеклась еще и мотоспортом. Это совершенно новые, потрясающие ощущения. Но... Если цены на бензин в нашей богатой нефтью стране будут и дальше продолжать расти такими темпами, то далеко не уедешь".