ЧЕМ ВАС ОБРАДОВАЛ И ЧЕМ ОГОРЧИЛ ТЕЛЕЭКРАН НА МИНУВШЕЙ НЕДЕЛЕ?

Юрий БОГОМОЛОВ, телевизионный критик:
- Те, кто клеймит и пригвождает к позорному столбу

Юрий БОГОМОЛОВ, телевизионный критик:
- Те, кто клеймит и пригвождает к позорному столбу российское ТВ, мне кажется, не дают себе труда, во-первых, заглянуть в программу на текущую неделю, во-вторых, поработать с пультом. После недельного отрыва от "производства", то бишь от родного ящика, я осознал его преимущества. Как некоторые осознали преимущества социализма, живя при капитализме.
Короче, не ценим мы то, что под носом и перед глазами.
Перед глазами по приезде в Москву у меня оказался документальный фильм о журналисте-международнике Томасе Колесниченко. Фильм сделан с громадным и заслуженным пиететом к этому человеку. Но мне он понравился не только за это. Личные достоинства человека - один сюжет. А его отношения со временем, в котором он жил, - сюжет несколько другой. Я не сразу понял, кого из художественных персонажей напоминают советские журналисты-международники из "когорты несгибаемых". Ну, конечно же, Штирлица. Все они, работая на программу "Время", чувствовали себя суперагентами того Времени, которое впереди, и, служа по мере своих способностей тоталитарному режиму, сознавали себя суперагентами будущей демократии. Да и они одни ли? Все мы немножко чувствовали себя штирлицами.
Георгий КАПРАЛОВ, драматург, критик театра и кино:
- Канал НТВ пригласил зрителей познакомиться с двумя новыми и одной обновленной программой. Мне пока что удалось посмотреть только информационно-развлекательную "Вопрос... Еще вопрос" с ведущим Львом Новоженовым. Программа подразумевает, что зрители будут задавать вопросы на всевозможные темы с помощью видеовключений, а также по телефону и иным средствам связи. И вопросы действительно последовали немедленно. Опасно ли девушкам идти в армию? Как поставить в Москве голубятню? Ответить на них, как оказалось, далеко не просто. Во всяком случае ведущему помогали закадровые консультанты. А вот для ответа о сути Стабилизационного фонда, видимо, учитывая важность вопроса (согласитесь, фонд - не голубятня), экономиста пригласили в телестудию... "Почемучка" для взрослых - так шутливо именовал свою передачу сам Новоженов. Но "Почемучка" была веселой программой. А вот у "Вопроса..." шутить не очень получается.
Неделя была урожайной на круглые даты, поэтому эфир был с оттенком ретро.
Замечательных мастеров кино, Петра Тодоровского и Георгия Данелию, поздравляла с юбилеями вместе с ТВ вся страна. К поздравлению, обращенному к Аркадию Стругацкому, фантасту-философу, как бы присоединился и Андрей Тарковский со "Сталкером". Мы и ныне обращаемся, как подтвердили каналы ТВЦ и "Культура", к мудрым и горьким книгам Юрия Трифонова о совсем недавней нашей истории. В этом году писателю исполнилось бы 80.
Ведущий программы "Пестрая лента" Сергей Урсуляк вспоминал о том, как играл свои роли Ефим Копелян, - незабываемые мгновения для всех тех, кто видел его, в частности, и для меня. Вот он, ироничный и трагический Савва Морозов. Образ миллионера-мецената выдающийся актер создал в спектакле "Третья стража", поставленном Георгием Товстоноговым, и в фильме "Николай Бауман".
Особо хочу сказать о документальном фильме "Женская доля". Название картины никоим образом не выражает ни сути, ни причин того, что произошло с Екатериной Фурцевой, министром культуры СССР, ни того, какую роль она сыграла в отечественном искусстве. Да, Фурцеву-женщину можно и нужно пожалеть. Но то, чему она полностью посвятила свою жизнь, - пример не "доли", а чудовищно неграмотного отношения советских правителей к культуре и искусству вообще.
Савва ЯМЩИКОВ, художник-реставратор:
- То, чему раньше уделяло пристальное внимание государственное телевидение, нынче не в чести. Я имею в виду общеобразовательные и просветительные программы, которыми в былые времена занимался специальный канал. (Да и на других кнопках можно было почерпнуть немало полезного не только для тела, но и для души.) Поэтому так дорога инициатива канала "Культура", много лет предоставляющего эфир историческому циклу "Кто мы?". Его ведущему Феликсу Разумовскому удается, сохранив лучшие традиции прежней телепублицистики, рассказывать о событиях русской истории живо и актуально. Автор прекрасно знаком с историческими и литературными источниками и, главное, имеет собственный взгляд на аспекты становления и развития нашего государства. Объединив свои усилия с профессиональным режиссером и оператором Львом Бродским, ведущий рассказывает зрителю о событиях, не оставляющих его равнодушным. Создатели программы побывали почти во всех историко-художественных заповедниках России, стараясь снимать сюжеты на фоне тамошних пейзажей и архитектурных памятников.
Цикл "Кто мы?" помогает современникам ориентироваться в ходе русской истории и не поддаваться на провокационные заморочки, заложенные в учебниках либеральных авторов, работавших под соросско-осмоловским присмотром. А как выгодно отличается эта программа от тенденциозных опусов Сванидзе, Млечина, Парфенова и Радзинского, демонстрирующих себя, любимых, на историческом фоне! Вот только статуэтки "ТЭФИ", предназначенные, скорее всего, для внутреннего пользования, щедро раздаются этим телепавлинам. Как в том анекдоте: "Муму" написал Тургенев, а памятник поставили Марксу".