НЕМОЙ "ПИАНИСТ" ЗАГОВОРИЛ

Эта история вряд ли кого из британцев оставила равнодушным. Сначала она вызывала сострадание, потом - возмущение, а в конце концов - удивление.

ЮНОША В ЧЕРНОМ КОСТЮМЕ
А началось все в стиле романтических голливудских боевиков. 7 апреля полиция городка Минстер в графстве Кент обратила внимание на странного молодого человека, бродившего по улочкам в до нитки промокшем черном костюме и галстуке. На вопросы полицейских он ничего не отвечал - только испуганно улыбался.
На вид ему было лет 20-25, но никаких документов при нем не оказалось. Потеряв надежду понять, с кем они имеют дело, служители порядка препроводили странную личность в местную больницу.
Там врачи быстро определили, что имеют дело с человеком, в результате какой-то стрессовой ситуации или травмы головы потерявшим не только и память, и дар речи. Неизвестный был переведен в психиатрическое отделение Медуэйского морского госпиталя. Там его социальный опекун Майкл Кэмп испробовал множество способов "разговорить" странного пришельца, однако так и не сумел добиться результата. Испуганный молодой человек пребывал в очень тревожном состоянии и, кажется, не понимал, чего от него хотят.
В один из дней Майкл протянул своему молчаливому пациенту лист бумаги и карандаш, в надежде, что незнакомец напишет свое имя. Но вместо имени парень нарисовал рояль. Не пианино, а концертный рояль. Тут Майкл вспомнил про старенькое фортепьяно в больничной капелле и привел к нему своего молчуна. Тот вдруг преобразился, сел за инструмент и сыграл целый концерт классической музыки.
Врачи поняли, что имеют дело с музыкантом, по-видимому, пианистом. Доводом в пользу этого аргумента был и тот факт, что подобрали незнакомца не в простом, а, похоже, "концертном" костюме. Когда же пианист расчертил бумагу и стал писать на ней ноты, сомнения и вовсе пропали.
Сотрудники больницы разослали фотографию молодого человека во все музыкальные организации Кента и соседних с ним графств, написали письма в театры и оркестры. Однако нигде его не узнали.
После проверки нескольких версий сотрудники больницы вызвали переводчиков, чтобы проверить, не приехал ли таинственный пианист из Восточной Европы. С ним говорили по-польски, по-русски, по-французски. Но он не проявлял никакого интереса.
К поискам подключилась Британская национальная линия помощи и поиска пропавших людей. Разослали запросы с фотографией по всей Европе, стали искать пропавших музыкантов известных оркестров. И вот в мае отозвался некий Дариус. Молодой польский мим, который зарабатывал на жизнь выступлениями на улицах Франции, заявил полиции, что "пианист" - это Стив Вилла Масон, с которым он встречался в Ницце. Однако эта информация была почти сразу же опровергнута другой уличной артисткой.
Потом всплыла версия, что "пианист" якобы упал в море с норвежского судна... Всего было выдвинуто более 250 версий о его личности. А сам молодой музыкант продолжал молчать. Врачи всерьез опасались, что он уже никогда не придет в себя. Особенно расстроило их то обстоятельство, что пианист вдруг перестал подходить к церковному пианино и писать ноты.
СБЕЖАВШИЙ АФЕРИСТ
И вдруг в конце августа газета "Дейли миррор" преподнесла сенсацию: "Немой пианист-виртуоз, потерявший память в Англии, оказался аферистом и геем". Молодой мужчина, поражавший, как сообщали СМИ, своей игрой на фортепьяно, являлся виртуозным аферистом, которому долгое время удавалось водить за нос английских психиатров. В образе душевнобольного гения скрывался 35-летний гомосексуалист родом из Германии, который, по его собственному признанию, едва ли в состоянии правильно взять одну ноту".
В один прекрасный день "пианист", пролежавший в клинике более четырех месяцев, внезапно обрел дар речи, собрался и уехал, чем поразил весь медперсонал. Подробности того, как это произошло, рассказал британской газете пожелавший остаться неназваным сотрудник клиники.
"В минувшую пятницу, - сообщил он, - к нашему молчуну в комнату зашла медсестра и, как обычно, поинтересовалась: "Ну что, сегодня вы с нами будете говорить?". - Да, думаю, буду", - отозвался больной просто. По словам сотрудника, все остолбенели, поскольку никто не надеялся, что пациент заговорит, все уже полагали, что он останется в клинике навсегда.
Андреас Грассл, как зовут "пианиста", рассказал, что якобы все это время морочил голову медицинскому персоналу, копировал поведение пациентов психиатрической клиники. По словам шутника, он работал в Париже, но впоследствии потерял работу. Его отец владеет фермой в Германии, и у него есть две сестры. В Британию неизвестный приехал на поезде.
"Пианист" также развенчал миф о своих музыкальных талантах. По его признанию, он совершенно не умеет играть на фортепьяно: максимум может пальцем нажимать одну клавишу.
Сам же мистификатор рассказал, что нарисовал пианино, поскольку это было первое, что пришло ему в голову. На вопрос, почему он так долго молчал, сказал, что находился в состоянии глубокого стресса: полицейские застали его в момент, когда он собирался свести счеты с жизнью.
Сотрудники лечебницы подтверждают, что молодой человек действительно поступил к ним в состоянии глубокой депрессии. Однако в дальнейшем ему удалось надуть всех медиков, в том числе двух именитых докторов.
Как сообщила "Дейли миррор", теперь руководство психиатрической клиники, в которой лежал "пианист", проводит внутреннее расследование, за которым последуют административные наказания...
СЧАСТЛИВЫЕ РОДИТЕЛИ
Казалось бы, красивая сказка о пропавшем гении закончилась по сути ничем. Но не будем спешить. История эта еще не дописана до конца. На прошлой неделе в ней возник новый персонаж - отец потерявшего память "пианиста" Йозеф Грассл. Он утверждает, что его сыну только 20 лет и что он - талантливый музыкант. "Меня очень огорчили некоторые вещи, которые были сказаны о моем сыне, это просто неправда, - говорит Йозеф. - Он учился играть на пианино с 10-летнего возраста, умеет играть и на аккордеоне".
46-летний Йозеф и 43-летняя мать Криста просто счастливы, что их сын жив и вернулся домой. "Мы очень боялись, что его уже нет в живых, - говорит Йозеф, - неизвестность была как пытка. Я каждый вечер засыпал и просыпался с мыслями о нем. Моя жена тоже страдала, у нее сдали нервы".
Тем временем сам Андреас не знает, что с ним произошло. "У меня отрывочные воспоминания о прошлом - сказал он журналистам, - я понятия не имею, как оказался в Англии". Он знает лишь, что перенес психологический удар и потерю памяти, отчего лишился дара речи. Единственным его утешением была игра на пианино.
До сих пор неясно, как Андреас оказался в приморском британском городке, в 1200 км от родной деревни Просдорф в Баварии. У него не было ни паспорта, ни прав - ничего. Даже билета не было. Он до сих пор не знает, как попал в Англию, говорит отец. Быть может, на него напали и ограбили или ударили по голове, мы не знаем. Но на прошлой неделе он просто проснулся и вдруг понял, кто он. До этого он ничего не помнил, даже своего имени.
Школу Андреас окончил в прошлом году, а по окончании учебы до апреля проходил гражданскую службу в городе Саар-брюккен, в 600 км от дома. Там он ухаживал за инвалидами.
"После окончания службы он заявил нам, что уезжает на учебу во Францию, - рассказывает Йозеф. - После этого мы потеряли с ним связь. Мобильный телефон не отвечал. Я обратился к другу из мюнхенской полиции и дал ему фото сына. Тот связался с французской полицией. Во Франции сообщили, что в криминальных сводках Андреас не значится..."
На предположения, что Андреас - гей, его отец отвечает: "Мы никогда не видели, чтобы он вращался в этой среде - в гей-клубах и барах. Мы бы об этом знали".
Йозеф, убежденный католик, говорит, что Андреас вернулся домой более счастливым и открытым. Раньше, когда я ему говорил: "Привет! Как дела в школе?", он просто пожимал плечами и в ответ ни слова. Он всегда выглядел несчастным, и ему было сложно выражать свои чувства. Но английские врачи смогли его вылечить, они совершили чудо. Они вернули мне нового сына. Он говорит мне, что любит меня. Я не могу выразить словами, что мы чувствуем..."