ХРОНИКА УТРАЧЕННОЙ НЕВИННОСТИ

Выставка "Вечная загадка" постигает непростой образ русской женщины. В столичном "Новом Манеже" открылась выставка под интригующим названием "Вечная загадка". На ней представлены произведения русских художников, воспевающие женскую красоту. Куртизанка и доярка, застенчивая купчиха и жизнерадостная пловчиха, голая кассирша из провинции и светская львица советского бомонда: в этих образах не только воплотилось многообразие русских красавиц - в них чувствуется дыхание времени.


100 живописных полотен из частных собраний московских коллекционеров представляют различные направления и стили, бытовавшие в нашем искусстве в течение 100 лет (с 80-х годов XIX по 80-е XX века) от эпохи Александра III до брежневских времен. Охвачен широкий спектр жанров: от салонного академизма (В. Громме, В. Тихонов, А. Харламов) до авангарда (А. Богомазов, Н. Гончарова, А. Лентулов, Д. Штеренберг), от известных лишь специалистам картин О. Мечниковой, Е. Рояка, М. Казанской до хрестоматийных персонажей Коровина, Петрова-Водкина, Фалька, Кончаловского.
Самая ранняя из представленных работ "Девушка со сломанным цветком (аллегория утраченной невинности)" датируется 5 марта 1878 года. Не известно, на что намекал столь точной датировкой автор картины Николай Перелыгин, но ее простодушная назидательность до сих пор умиляет. Совсем иной сюжет у картины Николая Бодаревского "Дорогой подарок": холеная содержанка, лежа на диване в ажурном платье, под которым видно голое тело, радостно разглядывает блестящую нитку жемчуга. Ширмы на заднем плане расписаны куртуазными рисунками, намекая на род занятий героини картины.
Из названий видно, что часто моделями для художников становились их жены. Большинство представленных авторов умудрились профессиональные задачи поставить выше обывательских соображений. Почти никто из них не льстит своим музам. Так, Федор Антонов ("Девушка в красном шарфе"), Константин Рудаков ("Портрет жены"), Николай Тарханов ("Портрет жены художника") красивость явно приносят в жертву выразительности. Интересно, как оценили модели работу своих мужей?..
А как упоительно воспета женщина советской эпохи Максом Бирштейном ("Доярка. Герой Социалистического Труда Анфиса Лисина", 1950), Сергеем Лупповым ("Пловчиха", 1940-е), Игорем Родоманом ("Розита в зеленом бархате", 1952). Очевидно, масштабы происходивших в стране преобразований так увлекли художников, что они вполне искренне включились в процесс создания советской мифологии. Правда, на этом фоне выбивается брутальная бой-баба с красным знаменем в руках с картины Бориса Попова "Трудовая победа" (1950). При всей мощной энергетике, исходящей из ее гориллообразной фигуры, в лице чувствуются усталость и разочарование несчастной женщины.
В экспозиции есть и произведения художников-эмигрантов, как, например, "Испанка" (1916) легендарной Натальи Гончаровой или "Обнаженная на синем фоне" (1927) Зинаиды Серебряковой. Поклонники модного портретиста Александра Шилова порадуются, что картина их кумира "Балерина Людмила Семеняка" (1980) не только представлена на выставке, но и является своеобразным завершением этой ретроспективы.
На открытии "Вечной загадки" ее организатор, известный коллекционер Юрий Носов отметил "важность частного коллекционирования для полнокровной жизни нашей культуры", а первый зам. столичного мэра Людмила Швецова поблагодарила владельцев картин за то, что они на время "поделились с москвичами своими сокровищами".