У КОЛЬЦА НАЧАЛО ЕСТЬ

7 сентября состоится торжественная церемония открытия Восточного полукольца Кольцевой автодороги, которое наконец-то разгрузит Санкт-Петербург от огромного количества автотранспорта. Однако для автомобилистов новая дорога заработает на неделю раньше - власти решили не тянуть с пуском в эксплуатацию этой жизненно необходимой транспортной артерии.

Полукольцо уже сейчас по праву считается уникальным с точки зрения дорожного строительства проектом: в нем сконцентрированы технологические новинки самого разного плана. Например, известно, что многие дома и мосты Санкт-Петербуга построены на сваях из лиственницы. Новая Кольцевая дорога пролегла по сложным грунтам, и поэтому тоже не обошлась без скрепляющих свай. Строители использовали призматические, буронабивные, пескоцементные и грунтоцементные сваи, чтобы слабый северный грунт стал более надежным основанием для трассы. Верхний слой дорожного полотна имеет гарантию прочности семь лет.
По уникальному проекту строился и тоннель в Мурино протяженностью 568 метров. На всем его протяжении дорожным строителям встречались плавуны и участки обводненного грунта, и дно тоннеля было решено проложить трехметровыми бетонными плитами, а стены - двухметровыми буронабивными сваями диаметром от одного метра внизу до тридцати двух сантиметров вверху. Пятидесятиметровый участок тоннеля, проходящий под железнодорожными путями, представляет собой практически цельную "трубу" - на этом отрезке тоннеля работал особый проходческий щит. Проложенные трубы армировались и бетонировались внутри, укреплялись горизонтальными сваями. Такой метод строительства специалисты называют микротоннелированием. Учитывая большую водянистость территории, в тоннеле предусмотрели систему защиты от протечек - водосборную камеру объемом триста кубометров и насосную станцию для откачки воды. Пропускная способность построенного тоннеля достаточно высока - по две полосы движения в каждом направлении.
Еще одно технологическое новшество испробовано на шестикилометровом участке от Мурино до пересечения с транспортной развязкой на Шафировском шоссе: впервые в России на скоростной магистрали в качестве верхнего слоя дорожного полотна применен щебеночно-мастичный асфальтобетон. Мировая практика использования этого материала доказала его эффективность на магистралях с высокой интенсивностью движения: дорога с таким покрытием может эксплуатироваться без ремонта до десяти лет, в то время как обычный асфальтобетон не выдержит и половины этого срока...
Частью новой дороги является и новый арочно-вантовый мост через Охту. Его длина - 160 метров. При испытаниях на него завели восемь тридцатитонных автомобилей, и датчики показали, что мост спокойно справился с такой нагрузкой.
По-новому велась и организация работ. Росавтодор впервые применил систему выбора подрядчиков на конкурсной основе, что позволило сократить затраты и добиться максимальной прозрачности расходов государственных средств. Технический контроль также был отдан не приближенным к подрядчикам учреждениям, а независимым службам, обеспеченным современным оборудованием. Все это позволило выполнить работу качественно и в срок.
Передаваемый в эксплуатацию участок питерской Кольцевой - не просто очередной проект отечественного дорожного строительства. Это индикатор перемен в отрасли, от которой зависит жизнеобеспечение всей страны. Показатель того, какие дороги и как будут теперь строить в России.