Одного иностранного мало: теперь российские школьники будут учить три языка

К традиционнным русскому и английскому с 5-го класса добавится второй иностранный. Это прописано в образовательных стандартах, вступивших сегодня в силу

С 1 сентября российские школы перешли на новый образовательный стандарт. Одним из важнейших новшеств является то, что теперь российские школьники в обязательном порядке должны будут учить два иностранных языка. Об этом журналистам рассказал министр образования РФ Дмитрий Ливанов.

«Хочу обратить внимание, что с 1 сентября пятые классы переходят на обучение по новому стандарту, где зафиксировано, что второй иностранный язык является обязательным элементом школьной программы, - сообщил глава Минобрнауки в интервью «Российской газете». – Мы, правда, дали переходный период школам с учетом того, что к этому не все пока готовы», – добавил он.

Ливанов также уточнил, что ведомство провело консультации с послами Германии и Италии, высказавшими пожелание, чтобы их языки преподавались в российских школах в большем объеме. «В целом иностранные языки занимают достойное место в объеме школьной программы. Это не просто средство общения, но и средство развития памяти, интеллекта ребенка», – отметил министр, сославшись при этом на опыт дореволюционной России: тогда в гимназиях и лицеях изучались не только современные иностранные языки, но и латынь, и древнегреческий.

Буквари и планшеты

В новом учебном году продолжится внедрение в школу электронных гаджетов и учебников. По словам Ливанова, министерство несколько лет проводило апробацию в нескольких регионах. Специалисты изучали, как планшеты влияют на зрение и осанку школьников. Полученные результаты вполне удовлетворили министерство. Однако пока использование электронных учебников не является общеобязательным.

«Все устройства, планшеты, которые попадают к детям, конечно же, прошли необходимые испытания и имеют сертификаты, подтверждающие их безопасность. Многие регионы закупают планшеты для всех школьников. Кто-то не может себе это позволить. Так что во всех школах ситуация разная, – рассказал глава Минобрнауки. – Использование электронного учебника - дополнительная возможность и для школьника, и для учителя. Можно пользоваться электронной версией, можно не пользоваться. Разрешается брать и ту, и другую версии одновременно».

Использование планшетов, добавил министр, может помочь решить старую проблему излишнего веса ученического портфеля: не секрет, что детям изо дня в день приходится носить в сумках и рюкзаках уйму учебных материалов и пособий. «Может, для первоклашек это менее актуально, потому что там предметов немного, а для старшеклассников общий вес того, что надо носить в школу, заметно снизится», – отметил Ливанов.

В то же время он признал, что в некоторых российских школах еще имеются проблемы с доступом в Интернет. По статистике, только 70% городских и 20% сельских школ пока имеют бесперебойный доступ ко всемирной сети.

«Надо понимать, что это вопрос не школы, а в целом наличия оптоволоконной связи в этом населенном пункте. Сейчас в Минкомсвязи России есть программа обеспечения оптоволоконными линиями небольших населенных пунктов. Мы с коллегами из Ростелекома договорились, что первыми объектами, которые будут подключены к этой линии и получат высокоскоростной Интернет, станут школы», – пообещал министр.

Тем не менее, отметил он, учитывая масштабы страны, ясно, что эту задачу вряд ли удастся полностью решить за год или два.

Русский – не математика: «базы» не будет

Слухи о том, что в перспективе в школе будет введен базовый экзамен по русскому языку, отличающийся более простыми требованиями к знаниям учащихся, глава образовательного ведомства опроверг. «Это даже не обсуждается, - заявил он. – Русский – государственный язык нашей страны, и каждый гражданин, каждый выпускник школы должен в полной степени владеть русским языком. Поэтому здесь речь не идет о базовом и профильном уровне, как в математике».

При этом министр не согласился с корреспондентами, отметившими, что после разделения математики на «базовый» и «профильный» уровни средний балл по предмету упал, в результате чего министерство снизило минимум для получения аттестата сразу на четыре пункта. Тем не менее, ЕГЭ по базовой математике все равно пришлось пересдавать 40 тысячам выпускников.

«Хочу здесь с вами поспорить, - отметил Ливанов. – Минимальный балл для получения аттестата понизили из-за того, что экзамен стал проходить строже, число нарушений уменьшилось и выпускники получили честные баллы. Они, естественно, оказались немного ниже. Никакого падения уровня преподавания математики не произошло», – убежден министр.

В академию или в училище?

Коснулся разговор и темы продолжения учебы сегодняшних школьников. С одной стороны, отметил Ливанов, ясно, что Минобрнауки будет и дальше проводить политику ликвидации вузов и филиалов, которые не могут давать качественное образование. С другой, о радикальном сокращении вузов в РФ все-таки речи не идет: «В 90-е годы высшее образование стало массовым. Это уже свершившийся факт. Большая часть российских семей видит своих детей людьми с высшим образованием. Вернуться в ситуацию, когда в вузы поступало только 25%, невозможно. Это вопрос не конкретной цифры, а диалога между разными группами интересов», – подчеркнул министр.

По его словам, ведомство намерено поэтапно ужесточать требования к поступающим, одновременно повышая привлекательность среднего профессионального образования и делая упор на раннюю профориентацию, которая не потребует от учащихся получения высшего образования.

«Профориентация сейчас станет обязательным элементом школьного образования. Престиж рабочих профессий будет повышаться», – пообещал Ливанов.

При этом, по его словам, российские власти следят за развитием высшего образования в мире и понимают его значение, как «мягкой силы» влияния тех или иных государств в мире. «И мы знаем и понимаем, почему, например, Британия борется за иностранных студентов и поддерживает свои университеты. Почему США, Германия, Франция уделяют огромное значение поддержке конкурентоспособности своих университетов и привлечению в них иностранных студентов. Потому что эти люди будут определять место этих стран в геополитическом ландшафте через 10, 20, 30 лет, - заявил глава образовательного ведомства. – И мы ставим перед собой такие же цели», – добавил он.