Кинопремьера «Гоголь. Начало», состоявшаяся в четверг 31 августа, — следствие оригинального решения продюсера, главы компании «Среда» Александра Цекало, который считает, что снимает качественные фильмы, а не заурядное «мыло».
«Гоголь. Начало» состоит из четырех частей. После вчерашней премьеры каждая новая часть из двух фильмов будет появляться на экранах с интервалом чуть больше месяца. Все части имеют законченный сюжет. Но, понятно, всех их объединяет общий герой — сам Николай Васильевич Гоголь, который расследует страшные и невероятные преступления на берегах любезной его сердцу Диканьки. После проката в кинотеатрах страны (причем со специальной развлекательной программой) фильмы будут показаны по каналу ТВ3.
Сценаристы Наталья Меркулова и Алексей Чупов досконально изучили фантасмагорический гоголевский космос с его казаками, русалками, ведьмами, утопленницами, писарями, дьяками и сотниками, перемешав на свой вкус реальность и фантастику, обильно сдобрив все терпкой кладбищенской мистикой.
В первой серии Николай Васильевич (Александр Петров) — молодой писарь из Петербурга, который страдает загадочными припадками и может общаться с персонажами из потустороннего мира. Этим он весьма способствует работе столичного следователя Якова Гуро (Олег Меньшиков). Вместе с ним начинающий писатель приезжает на Полтавщину расследовать таинственные убийства девушек. Здесь же он встречает любовь, которой суждено сыграть роковую роль в его судьбе...
Режиссер Егор Баранов четко следует законам мистического детектива, хотя сам определяет жанр своего фильма как «готику». Уже в первых кадрах появление загадочного всадника-вампира в капюшоне, закрывающем лицо, на черном коне, сражающего мечом любого, дает интригующую завязку истории. Этот образ, как олицетворение Зла, пройдет через все серии, и только в финале мы узнаем, что за негодяй скрывался под этим плащом. А внимательный зритель вспомнит, что этот образ взят авторами из повести Гоголя «Страшная месть».
— В России не так уж часто берутся за мистику, тем более мистику в готической манере, совсем чуждой родному кинематографу, — говорит Егор Баранов. — К тому, чего мы хотели добиться, близка манера короля готической иронической сказки Тима Бертона. При разработке мира видений Гоголя ориентиром служил сюрреалистический «Андалузский пес» Луиса Бунюэля и Сальвадора Дали. Ни в костюмах, ни в интерьерах мы осознанно не придерживались исторической достоверности. Действие разворачивается и в XVII веке в средневековой крепости, и в подводном мире, и даже в аду — нас кидало из локации в локацию.
Кстати, и сам Гоголь предстает в исполнении Александра Петрова («Притяжение», «Фарца», «Метод») совсем не хрестоматийным персонажем, без знаменитого горбатого носа, зато со странной привычкой падать в обмороки-припадки. По уверению авторов, это не придумка: Гоголь страдал заболеванием, похожим на эпилепсию. В фильме каждый припадок дает ключ к раскрытию преступления.
А что до носа... Сам Петров говорит, что создатели фильма и не стремились к внешнему сходству с его героем. Цель была раскрыть внутренний мир писателя. Кстати, пластический грим все-таки пробовался. Но результат оказался ужасен и совершенно излишен для стилизованного кино.
— Для меня это настоящий аттракцион с сильным погружением именно в человеческую натуру Гоголя, — говорит Александр Петров. — Что это был на самом деле за человек? Что у него происходило в голове? Как он жил? Как любил? Даже когда начинаешь об этом говорить, уже мурашки по телу идут. Невероятный человек.
Фильм получился достаточно жутким: некоторые сцены способны отпугнуть и заставить зажмуриться — например, натуралистические эпизоды, в которых герои совершают подробные патологоанатомические действия. Конкретно — вскрывают труп. Тема загробного мира и его роковой близости проходит красной нитью через все серии. При этом для актеров (в фильме снялись, помимо Петрова и Меньшикова, Евгений Стычкин, Артём Ткаченко, Ян Цапник, Таисия Вилкова) съемки стали настоящим приключением.
— Мир, созданный режиссером Егором Барановым, прекрасен, — говорит Евгений Стычкин, сыгравший Бинха. — Он затягивает, его хочется познавать. Когда берешься за экранизацию Гоголя, то легко удариться в лубок: хутор, сало, казаки и тому подобное. Чтобы быть востребованным, нужно говорить со зрителем на современном языке и придумывать новые формы.
Внимательный зритель заметит, что Диканька на экране мало напоминает классическое украинское село с крытыми соломой светлыми хатками. Скорее — бедную северную российскую деревню. И это сознательное решение авторов — фильм снимали в Псковской области, рядом с имением Пушкина, а готическую усадьбу — в петербургском особняке Кельха. И погода на экране тоже совсем не южная: дожди, грязь по колено... Поэтому актрис массовки — несколько десятков голых девушек, которых в конце октября несколько часов снимали в поле и лесу, — можно только ожалеть.
Кстати, картина вышла с грифом 18+. Так решил минкульт РФ. Чтобы ее все-таки смогли увидеть как можно больше подростков, продюсеры приняли решение вырезать наиболее откровенные эпизоды и выпустить также версию для аудитории 16+. Таким образом, «Гоголь. Начало» стартовал в российском прокате в двух версиях: режиссерской 18+ и облегченной 16+.