Авиастроительный мезальянс: МиГ и «Сухой» вместе создадут истребитель 6-го поколения

Ранее эксперты отмечали, что компания МиГ полностью проиграла «Сухому» конкурентную борьбу и фактически находится на краю гибели 

Российский истребитель шестого поколения будет создан совместными усилиями двух ведущих отечественных компаний, специализирующихся на создании боевых самолетов: АО «Российская самолетостроительная корпорация «МиГ» и ПАО «Компания «Сухой». Об этом во вторник, 1 сентября рассказал в интервью агентству РБК индустриальный директор авиакомплекса Ростеха Анатолий Сердюков.

Бывший министр обороны не исключил, что новый самолет получит некий общий бренд от обеих компаний. «Возможно, так и будет – истребитель производства «МиГ»-«Сухой». Но пока все в стадии обсуждений, о деталях рано говорить», –констатировал Сердюков.

Спасение или поглощение?

Ранее эксперты отмечали, что компания МиГ полностью проиграла «Сухому» конкурентную борьбу, и фактически находится на краю гибели. Наследники Су-27 явно стали любимцами российских военных, заполнив основные ниши, в которые мог эволюционировать тяжелый истребитель, предназначенный для завоевания господства в воздухе.

Российские ВВС пополняются двухместными Су-30, которые за счет увеличенного экипажа мощной радиоэлектронной начинки могут не просто вести бой с противником, но и координировать атаки других самолетов, подавлять своими РЭБ системы ПВО противника и вести разведку наземных целей. Су-34 занял нишу сверхманевренного фронтового бомбардировщика, способного и вести воздушный бой, и уворачиваться от зенитных ракет, и бомбить наземные цели. Притом последнее он делает столь эффективно, что в обозримой перспективе может заменить специализированный фронтовой бомбардировщик третьего поколения Су-24. Наконец, Су-35 – одноместный тяжелый истребитель для завоевания воздушного господства, самолет поколения 4++ и самый совершенный из российских истребителей, готовых к производству и бою.

Микояновцы пытались противопоставить этому семейству модернизации своего, безусловно, выдающегося творения – МиГ-29. Однако, по большому счету, у них ничего не вышло. Возможно, более легкий фронтовой истребитель сам по себе оказался не столь удачной платформой для развития; может быть, конструкторам не хватило изобретательности, а менеджерам и лоббистам – напора. Как бы там ни было, но все ниши, куда мог эволюционировать 29-й, оказались заняты представителями семейства «сухого».

Когда же МиГ проиграл тендер на создание истребителя пятого поколения, а МиГ-35 не заинтересовал российских военных (Минобороны купило всего шесть самолетов этой модели), компания оказалась в тупике. Пока ситуацию спасает контракт с Египтом на постройку 46 модернизированных МиГ-29. Однако через два года он будет завершен, и возникнет проблема загрузки производственных площадок в Москве и в Луховицах.

Между тем в нынешнем интервью Сердюков четко дал понять, что руководство «Ростеха», полностью взявшего контроль над российским авиапромом, намерено прекратить конкуренцию между отечественными КБ и предприятиями-производителями. Предполагается, что каждая компания будет специализироваться на том, что у нее лучше всего получается.

«Наш авиапром должен конкурировать с сильными зарубежными производителями, а не между собой. Поэтому уже сформирован и юридически оформлен дивизион гражданской авиации на базе корпорации «Иркут», к которой присоединены гражданские активы, прежде всего компания «Гражданские самолеты Сухого». На «Туполеве» собраны компетенции и заводы по стратегической авиации, на «Ильюшине» реализуются программы по транспортным самолетам. А за все боевые самолеты отвечают «Сухой» и «МиГ». При этом управление обеих компаний уже объединено, и теперь мы работаем над тем, чтобы административные и инфраструктурные функции были общими и не дублировались», – пояснил экс-министр.

Пи этом Сердюков отдельно подчеркнул, что и «Сухой», и МиГ продолжат работу над созданием боевых самолетов. «Но важный момент: оба сильных КБ, и «МиГ», и «Сухого», продолжат работу. Конкуренция идей в таком высокотехнологичном и динамичном сегменте, как боевые самолеты, приносит положительные результаты», – отметил он.

Истребитель шестого поколения: мысли о концепте

Пока Россия толком не начала даже производство истребителей пятого поколения, а основную массу самолетов в строевых частях и вовсе составляют машины третьего поколения. Новейшие истребители поколений 4+ и 4++ (Су-30 и Су-35) имеются в войсках в гомеопатических объемах. Поэтому разговоры о создании истребителя шестого поколения, по сути, пока являются обсуждением концепта и прикидками на далекую перспективу.

В общих чертах предполагается, что эти машины должны быть опционально пилотируемыми. То есть при необходимости истребителем будет управлять пилот, но в большинстве случаев машина будет действовать в режиме робота. Также считается, что это поколение будет развивать технологии «невидимости». Возможно, эти самолеты также будут гиперзвуковыми. В настоящее время сверхзвуковой полет в бесфорсажном режиме считается одним из квалифицирующих признаков истребителя пятого поколения. По мнению некоторых экспертов, доминирующей станет схема «утка», при которой крылья самолета сильно сдвинуты в корму, отдельное хвостовое оперение отсутствует, а устойчивость самолета и маневрирование обеспечиваются за счет переднего горизонтального оперения. У такой архитектуры есть как сильные стороны, так и недостатки, поэтому выбор этого направления далеко не очевиден.

В российских условиях считается, что наиболее вероятной базой для машин шестого поколения станет истребитель Су-57. Текущая госпрограмма вооружений предполагает закупку 76 машин этой модели до 2027 года.