Из Китая с пробегом

Китайские автомобили стремительно завоевывают российский рынок

Объемы поставок растут, как и количество дилеров. Причем речь идет не только о новых, но и об автомобилях с пробегом. Насколько интересно приобретение таких авто и какие риски с этим связаны?

Обычно летом редко покупают подержанные автомобили — об этом люди заботятся до начала сезона отпусков. Однако в нынешнем году в ситуацию вмешались тревожные новости. Весной началось обесценение рубля, с августа резко выросли ставки утилизационного сбора, а следом прекратился импорт подержанных легковушек из Японии.

Не дожидаясь очередного скачка цен, люди бросились в автосалоны. С начала года уже приобрели автомашин на рекордную сумму — на полтриллиона рублей. Это максимальный показатель за последние три года. При этом подержанных машин, по данным агентства «Автостат», куплено в 7 раз больше, чем новых.

Но в ближайшем будущем от этого рынка не стоит ждать новых рекордов. В автосалонах практически не осталось ликвидных бэушных машин. Дальневосточный импорт остановлен, усиливается конкуренция за оставшиеся автомобили, а все вместе ведет к очередному повышению цен. И именно в этот момент китайский бизнес решил начать поставки в нашу страну бывших в употреблении автомобилей из Поднебесной. Лучшего новостного фона для этого придумать сложно.

Китайский автопарк разнообразен, и немалую его часть составляют бюджетные модели, которые могли бы найти покупателей в России. Вот только рассчитывать на совсем бросовые цены точно не стоит. Даже если какой-то интересный китайский кроссовер трех-четырех лет от роду стоит на местном рынке около полумиллиона рублей на наши деньги, то после пересечения границы, растаможки и уплаты нового утильсбора он будет уже вдвое дороже. А если прибавить сюда расходы на логистику и маржу продавца, то цена вырастет еще больше.

С другой стороны, в условиях нарастающего дефицита сомневаться в том, что китайская «вторичка» найдет своего покупателя даже за миллион-другой, не приходится. Уже известно о согласовании первой партии китайских автомобилей с пробегом в количестве тысячи штук. Возраст большинства не превышает пяти лет, а первая сотня машин уже пересекла границу. На территории Хабаровской таможни в специально построенной для этого лаборатории они проходят тесты на соответствие российским требованиям безопасности, после чего отправятся к покупателям.

Конечно, тысяча автомобилей для вторичного рынка — капля в море. По данным все того же агентства «Автостат», за первое полугодие в России продано 52 тысячи бэушных машин китайских брендов из числа ранее завезенных и купленных новыми. Тем не менее в условиях нарастающего дефицита и роста цен любая подпитка рынка — это благо.

Как считает эксперт Игорь Моржаретто, приобретение автомобилей с пробегом из Поднебесной имеет ряд нюансов. «Нужно понимать, что китайцы относятся к своим машинам не так бережно, как те же японцы, буквально сдувающие пылинки со своих автомобилей». Ну да разве наших умельцев этим напугаешь? Они и не таких железных коней превращали в породистых рысаков.

Есть, правда, и другие подводные камни. Ежегодно многие регионы в Поднебесной серьезно страдают от тайфунов, которые оставляют после себя тысячи утопленных автомобилей. Часть из них отправляется потом не в металлолом, а на вторичный рынок, и тем, кто их купит, можно только посочувствовать. Так что будьте бдительны, нелишним будет вспомнить уроки, пройденные, когда лет 20 назад «утопленниц» завозили к нам большими партиями и из Европы.

Из более прозаичного — непрозрачная история обслуживания и аварийности. В случае с автомобилями из Северной Америки, Японии и Европы нашим покупателям хорошо известны механизмы проверки технического и юридического прошлого, а вот автомобили из Поднебесной в этом смысле — пока больше кот в мешке...

Ну и будем помнить про запчасти. Если речь идет о популярных в КНР, массовых моделях, то это одна история, а вот для какого-нибудь экзотического транспортного средства даже с расходниками вполне могут возникнуть проблемы...

Ну да тут приходится идти на определенный риск каждому, кто хочет кататься с ветерком — дешево и сердито.