ЗАВОДЫ УХОДЯТ НА ПЕНСИЮ

Россия столкнулась с нехваткой грамотных специалистов. Причем дефицит кадров поразил не только депрессивные отрасли, но и науку, металлургию, оборонный комплекс, где пока производят конкурентоспособную продукцию. Старшее поколение спецов уходит, а смены нет. "Белые пятна" на рынке труда уже поставили под сомнение дальнейший рост экономики. Что же делать?Об этом беседа с ректором Московского государственного социального университета Василием ЖУКОВЫМ.

- Василий Иванович, как это получилось - экономика едва начала расти, а "белых воротничков" уже не хватает?
- Это не совсем так - где-то густо, а где-то пусто. Ведь долгое время власть вообще не волновало, что происходит на рынке труда. Вспомните годы, когда ученые тысячами уезжали за кордон, опытные инженеры пополняли ряды "челноков", выпускники престижных технических вузов вместо заводов шли торговать в палатки. Только в 2000 году, когда сформировалась политика умеренного либерализма, правительство впервые заинтересовалось рынком труда. И чиновники схватились за голову: пока система образования работала сама по себе, на этом рынке сложились дикие перекосы. По одним специальностям мы получили перепроизводство, а по другим - острейший дефицит.
- Можете привести примеры?
- В начале 90-х все бросились готовить юристов, бухгалтеров, психологов. После чего десятки тысяч выпускников с дипломами не могли найти работу по специальности и пополняли ряды безработных. Аграрные, педагогические вузы на бюджетные деньги учили молодежь, но 60 - 70 процентов выпускников не ехали в село и не шли в школу, потому что там платили копейки.
Или другой пример. Сейчас оживает оборонка, появились военные заказы. По оценке экспертов, в 2002 году предприятиям, НИИ и КБ военно-промышленного комплекса потребовалось 62 тысячи молодых специалистов. А технические вузы, которые их готовить перестали, способны дать от силы 2 - 3 тысячи. Спрашивается, кому работать?
- Наверное, причина дефицита кадров еще и в том, что молодежи становится все меньше, население страны сокращается.
- Пока демографический кризис на рынке труда погоду не делает. В середине 80-х годов СССР пережил бум рождаемости, поэтому в выпускных классах школ, в вузах молодежи хватает. Но эта видимость благополучия очень скоро растает. Как известно, с 92-го года в России депопуляция - рождается меньше, чем умирает. Если ничего не изменится, то через 6 - 7 лет мы окажемся на самом дне демографической ямы.
А там нас поджидают неприятные открытия. Так, по прогнозам демографов, в 2008 году Россия должна стать страной всеобщего высшего образования. Потому что число выпускников школ сравняется с числом бюджетных мест в вузах, и конкурс с экзаменами придется отменить за ненадобностью. Правда, при этом некому будет служить в армии, никто не придет на завод, в сферу обслуживания или торговли. Ситуация, согласитесь, дикая.
- Может, стоит прислушаться к тем, кто предлагает отодвинуть пенсионный порог и таким образом сбалансировать рынок труда?
- Это чистой воды популизм. У нас экономически активное население сейчас до пенсии не доживает. Среднестатический мужчина умирает в 58 лет. Причем этот показатель еще приукрашен за счет старшего поколения, у которого за годы социальных экспериментов сформировалась удивительная жизнестойкость. Запас прочности у стариков оказался значительно выше, чем у людей среднего возраста.
Нам надо думать, как привлечь в экономику молодые силы.
- А где их взять? На выправление демографических перекосов уходят десятилетия.
- Выход можно найти, было бы желание. Вспомните фильм "Бег". Революция, гражданская война вытолкнули за кордон 2,5 миллиона наших соотечественников. А после развала СССР целых 25 миллионов граждан, считающих себя русскими, оказались за границей. Если бы власть не принимала запретительный закон о гражданстве, а занялась регулированием миграционных потоков, реально помогла желающим вернуться на историческую родину, то это бы отчасти компенсировало наши людские потери.
- В любом случае остаются открытыми вопросы: сколько требуется инженеров, менеджеров, каких специальностей?
- Ответ будем искать в рамках государственного заказа, который с 2003 года возвращается в систему образования. Для вузов он пока оставлен "по факту" - равен числу бюджетных мест. Но скоро появится госзаказ, более полно отвечающий интересам развивающейся экономики. Он должен отталкиваться не от числа "посадочных мест" в вузах, техникумах и ПТУ, а от реальных потребностей рынка труда.
- Хватит ли госзаказа на все учебные заведения?
- Нет. Сегодня в стране 618 государственных вузов, а негосударственных уже больше 800. Но ушло время, когда диплом был "для престижа". Молодежь стремится получить знания, а их дают хорошие педагоги и вузы, соблюдающие образовательные стандарты. "Торговцы дипломами" исчезают достаточно быстро. С серьезными трудностями сталкиваются и государственные институты, не учитывающие потребности времени.
Вероятно, госзаказ подстегнет селекцию. В итоге на бюджетные деньги смогут претендовать не больше половины вузов. Всем придется пройти жесткий отбор, к этому серьезному испытанию надо сейчас готовиться. Надо думать, кого и чему завтра учить, какие услуги предлагать, чтобы сохранить свою нишу, выдержать конкуренцию.
- Вы говорите о государственной системе образования?
- Я говорю об обучении за счет бюджета - в вузах, техникумах, ПТУ. Слишком расточительно за деньги налогоплательщиков готовить плохих специалистов или таких, которые не найдут места на рынке труда.
Сказанное, разумеется, не означает, что частный бизнес не должен участвовать в образовательном процессе. Наоборот! Самое ценное, что есть в любом обществе, это не золото, алмазы или нефть, а люди. А цена их тем выше, чем лучше профессиональные и гражданские качества. У нас сейчас большая часть работников занята в частном секторе. Но предприниматели, получившие даром этот "человеческий капитал", пока не продемонстрировали солидарной ответственности перед обществом за подготовку новых кадров. Например, приватизировано 80 процентов легкой и пищевой промышленности, но практически все отраслевые профтехучилища закрыты. Думаю, это несправедливо: частный сектор должен нести обязательства за трудовые ресурсы.
- Если люди, специалисты - главная ценность, то насколько мы сегодня используем "человеческий капитал"?
- Точнее было бы говорить об индексе человеческого потенциала, отражающем уровень развития общества и государства. Он складывается из трех параметров. Во-первых, продолжительность жизни - тут влияют качество питания, здравоохранение, организация отдыха, травматизм, охрана труда, экология... Затем уровень образования, то есть общая грамотность и доля учащейся молодежи в возрасте до 25 лет. И, наконец, третий показатель - ВВП на душу населения. Он рассчитывается в долларах, но не по валютному курсу, а по паритету покупательной способности. Тут много путаницы, в том числе и в официальных справочниках. Большинство экспертов сходится на том, что в России доля ВВП на душу населения в пределах 3800 долларов.
Итог таков. В 1985 году по уровню развития человеческого потенциала мы входили в первую пятерку. В середине 90-х оказались уже за пределами первой сотни. Сейчас, по данным ООН, мы занимаем 60-е место, по моим расчетам - 72-е. То есть в любом случае находимся в группе "середнячков". Это, согласитесь, не место для страны, которая обладает такой историей, такими ресурсами и ставит перед собой амбициозные цели в экономике и социальной жизни.