08 декабря 2016г.
МОСКВА 
-2...-4°C
ПРОБКИ
3
БАЛЛА
КУРСЫ   $ 63.39   € 68.25
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

КИРГИЗИЯ: ТРУДНЫЙ ПУТЬ К ПРАВОВОМУ ГОСУДАРСТВУ И РЫНКУ

Билялов Тимур
Опубликовано 01:01 01 Октября 2002г.
В Киргизии стартовые условия создания независимой государственности были, пожалуй, одними из наиболее сложных на всем постсоветском пространстве. В республике мало полезных ископаемых, которые обычно привлекают крупных иностранных инвесторов. Хозяйственный комплекс страны был глубоко интегрирован с другими республиками и явно не самодостаточен. Определенные отличия в стиле и уровне жизни между северными и южными районами осложнены усилившейся в последние годы межплеменной и межродовой конкуренцией.

Руководство Киргизии с первых же месяцев после распада СССР крайне серьезно отнеслось к вопросам соблюдения права и демократии. По свидетельствам международных наблюдателей, на проходивших в республике выборах зафиксировано минимальное количество нарушений демократических процедур. С первых дней независимости Киргизии у оппозиции появилась возможность открыто высказывать свою точку зрения. Была сравнительно быстро проведена (причем без острых эксцессов) приватизация значительной части государственного имущества.
В центре государственной политики - обеспечение полноценного равенства всех проживающих в республике народов. В частности, только в Киргизии русский язык имеет государственный статус. Создан первый в постсоветских республиках Азии "Славянский университет". Не случайно республика долго оценивалась большинством экспертов как почти что образцовый вариант постсоветского "демократического транзита".
Возможно, именно эти оценки вызвали у части руководства республики самоуспокоение, под спудом которого зрело серьезное социально-политическое неблагополучие.
Ключевым событием, полномасштабно выявившем это неблагополучие, стала трагедия марта 2002 года в Аксыйском районе Джалал-Абадской области. После заключения договора о передаче Китаю участка приграничной "спорной" территории возникли массовые манифестации протеста, в столкновениях манифестантов с милицией погибли 5 человек. С этого момента, на фоне острых протестных акций с требованиями наказания виновных, отставки правительства и президента, оппозиционные силы очень жестко поставили вопрос о работе правоохранительной системы страны.
В ситуации, когда президент Аскар Акаев провозгласил соблюдение прав человека одной из центральных задач киргизской демократической государственности и объявил нынешний год "годом прав человека". Общественность республики с правовыми безобразиями мириться не могла.
И во властных структурах, включая парламент - Жогорку Кенеш, и на митингах, и на улицах и базарах все громче заговорили о том, что в правоохранительных органах налицо многочисленные случаи коррупции и кумовства. Что иногда от милиции или суда невозможно "добиться правды" в силу "круговой поруки" чиновников своего племени или клана, что органы милиции часто допускают в отношении граждан грубость и публичные унижения. Что уголовные дела нередко возбуждаются или прекращаются за взятки.
Достаточно сказать, что прокурор Джалал-Абадской области Зоотбек Кудайбергенов при попустительстве руководителя области без всяких реальных юридических оснований возбудил ряд уголовных дел и, наоборот, помогал скрывать от правосудия совершенные преступления. Дело дошло до того, что чиновник отделения Интерпола в Киргизии Руслан Касымов без ведома своего непосредственного начальства отправил в парижское бюро Интерпола под видом "оперативных данных" собранные из газетных статей (и, как потом выяснилось, клеветнические) обвинительные измышления в адрес неугодного ему человека.
Подобные явления в Центральной Азии особенно разрушительны для общественного самочувствия. Здесь, где еще живо в социальной памяти "право обычая", грубые нарушения законности со стороны власти (и тем более со стороны правоохранительных органов) создают огромный риск того, что государственное право будет заменено худшими формами родового права, исключив из сферы правовой защиты всех, кто к данному роду не относится. Проще говоря, воцарится "право сильного". Нет нужды объяснять, насколько далеко окажется Киргизия от цивилизованной правовой государственности в случае закрепления таких тенденций.
А эпизод с клеветой примечателен тем, что обвинения касались крупного киргизского бизнесмена, ведущего дела не только в республике, но и в других странах мира, включая США. И понятно, что был нанесен огромный ущерб не только репутации и бизнесу данного конкретного лица, но и политической и деловой репутации Киргизии в целом.
Замечу, что перечисленные правовые безобразия - вовсе не только киргизская, но в равной мере российская, украинская, казахстанская и т.д. проблема. Не секрет, что предпринимателей из постсоветских республик, вступающих в конкуренцию с другими бизнесменами на мировых рынках, здесь никто с особой радостью не ждет. Не случайно мировая пресса, да и пресса СНГ так охотно раздувают слухи и мифы о "русской мафии" и об изначальной незаконности, коррумпированности и т.д. бизнеса, который ведется выходцами из СНГ как в собственных республиках, так и в других странах. Эти мифы создают устойчивый "криминальный" образ наших стран и у широких масс, и у инвесторов, и у международных организаций, препятствуя нашему полноправному участию в мировой экономике.
Так что вовсе не случайно президент А.Акаев в своей летней реформе исполнительной власти уделил особое внимание ее правовому блоку. Вновь назначенные руководители Минюста (Данияр Нарымбаев) и МВД (Бакирдин Субанбеков) при поддержке президента Киргизии, новых главы кабинета министров Николая Танаева и первого вице-премьера Курманбека Осмонова (бывшего члена Конституционного суда), похоже, всерьез взялись за проблему соблюдения правовых норм.
По жалобам граждан проведен ряд внутриведомственных расследований в отношении чиновников, нарушавших права человека, превышавших свои служебные полномочия, подозреваемых в коррупции. Приняты к пересмотру уголовные и гражданские дела, в которых обнаружены нарушения законности; ряд явно "заказных" дел прекращен.
Новое руководство правоохранительных органов не остановилось и перед конкретными "оргвыводами". Амнистирован депутат парламента Азимбек Бекназаров, незаконный арест которого был одним из поводов к развертыванию трагических аксыйских событий. Отправлен в отставку глава Джалал-Абадской области Султан Урманов. Смещен прокурор области Зоотбек Кудайбергенов, против него возбуждено расследование по обвинению в злоупотреблении служебным положением и необоснованном возбуждении ряда уголовных дел.
Из МВД и Минюста уволен ряд недобросовестных и коррумпированных чиновников, включая упомянутого выше интерполовского фальсификатора обвинений Руслана Касымова, в международное бюро Интерпола направлено официальное опровержение его измышлений.
Главный результат изменений, произошедших в Киргизии в последнее время, состоит в том, что граждане поверили в реальные перспективы улучшения правовой и экономической ситуации в республике. Наглядное свидетельство этому - достигнутое соглашение о прекращении одной из самых острых протестных политических акций - "марша на Бишкек", который проводили жители Аксыйского района. Однако этому соглашению предшествовали важные и, главное, системные действия власти.
Во-первых, в правительство вошел ряд новых квалифицированных министров, в том числе из числа депутатов парламента. Во-вторых, президент А. Акаев предложил созвать конституционное совещание для разработки таких изменений Основного закона, которые улучшат взаимодействие основных ветвей власти (законодательной, исполнительной, судебной) и повысят эффективность государственного управления. Примечательно, что в состав конституционного совещания вошли многие оппозиционные депутаты, ранее настроенные на решительную конфронтацию с президентом и правительством.
В-третьих, А. Акаев выдвинул идею создания общественного "Совета демократической безопасности", призванного уделять особое внимание соблюдению демократических процедур на всех уровнях власти, и подчеркнул, что намерен еще до конца года добиться избрания парламентом уполномоченного по правам человека.
Однако укрепление демократии и восстановление эффективной законности - условие для развития необходимое, но недостаточное. Киргизия находится в сложной экономической ситуации, и главное в ней - массовая бедность, особенно в южных районах, и безработица. Не случайно именно в экономически депрессивных южных районах республики иногда имеет успех пропаганда радикальных мусульманских террористических организаций и связанных с ними наркосиндикатов, мечтающих о создании в Ферганской долине и прилегающих районах "независимого исламского халифата".
И, конечно, не случайно в принятой правительством в середине лета десятилетней программе Комплексных основ развития республики (КОР) один из важнейших разделов - борьба с бедностью и безработицей. Причем не за счет "социальных подачек", а путем включения широких масс в производительные рыночные отношения. Конкретные меры КОР, часть которых уже принята к реализации, - государственное микрокредитование частных хозяйств, своеобразная программа местной кредитной и торговой кооперации, а также создание действенных структур поддержки малого бизнеса.
Вторая перспективная тенденция в экономической политике нового правительства Киргизии - восстановление и расширение экономических связей с республиками СНГ, прежде всего с Россией (как в рамках ЕврАзЭС, так и на двусторонней основе). Именно такие связи способны, по оценкам экспертов, быстро "запустить" ряд простаивающих промышленных предприятий, сократить безработицу, дать существенные дополнительные поступления в госбюджет.
Первые результаты этой новой политики налицо. После спада в предыдущие годы растет объем межгосударственной торговли с Россией. Создается межгосударственная ФПГ "Крос-агромаш", которая будет поставлять в страны СНГ и на международные рынки сельскохозяйственную, гидромелиоративную и другую специальную технику.
Наконец, по итогам прошедших в Сочи и Москве переговоров между президентами и премьерами России и Киргизии подписаны соглашения об участии России в модернизации энергосистемы республики, а также о восстановлении хозяйственных связей между киргизскими и российскими предприятиями в сфере переработки редкометалльного сырья, производства вычислительной техники, точного машиностроения. Представляется, что переговоры по этим вопросам, длившиеся несколько лет, пришли к нынешним конкретным результатам во многом благодаря появлению в Киргизии новой, квалифицированной и современной правительственной команды.
Конечно, впереди у республики много трудностей. Понятно, что силы, тянущие Киргизию назад, далеко не отброшены (чему свидетельством хотя бы произошедшее 6 сентября покушение на главу Совета безопасности Мисира Аширкулова). Понятно, что от начала реализации программы борьбы с бедностью до победы над бедностью - дистанция огромного размера. Понятно, что тенденции родоплеменного разделения народа еще долго будут напоминать о себе. Понятно, что коррупцию, кумовство, злоупотребления чиновников, нарушения прав граждан в одночасье не изжить.
Но сегодня уже несомненно, что путь к современной правовой демократической государственности и эффективной рыночной экономике Киргизия выбрала окончательно. И теперь главное - иметь силы и волю последовательно по нему идти.


Loading...



В ГД внесли законопроект о декриминализации побоев родственников