МЫ ГОВОРИМ "ТАГАНКА" - ПОДРАЗУМЕВАЕМ: ЛЮБИМОВ

Сегодня в Большом зале Московской консерватории соберутся не только любители театра, но и политики, государственные деятели, предприниматели, бизнесмены, чтобы поздравить с 85-летием народного артиста России Юрия Любимова. А до этого в течение недели на Таганке были показаны все его спектакли, поставленные им после возвращения из эмиграции.

В театре нельзя жить прошлыми заслугами, надо ежедневно и ежечасно доказывать свое соответствие времени, право на выбранную профессию. В книге "Рассказы старого ворчуна", изданной в 2001 году, Юрий Любимов, обращаясь к своему сыну Петру, уехавшему учиться в Кембридж, пишет: "Мое ремесло требует адова терпения. Беспредельного совершенствования техники. И каждый новый спектакль - это экзамен".
Любимов пришел в режиссуру в 45 лет, когда ставил на своем курсе в Щукинском училище "Доброго человека из Сезуана". С этого фактически и начался его театр на Таганке. А до этого он выступал на сцене вахтанговского театра, снимался в кино, был удостоен многих премий. Зрители помнят его в фильмах: "Кубанские казаки", "Мичурин", "Беспокойное хозяйство", "Каин ХVII", "Робинзон Крузо", где он сыграл, напомним, Пятницу. Тогда после окончания войны, которую Любимов прошел от начала и до конца, он почувствовал в этом симпатичном дикаре родственную душу, человека, готового ради друга пойти в огонь и в воду. И когда в начале 60-х годов началось трудное и смелое восхождение Театра на Таганке, и этот образ Пятницы давал ему силы выдерживать прессинг партийной цензуры, создать свой коллектив единомышленников. Любимов собрал вокруг себя не просто талантливых актеров, но и литературно одаренных людей, способных понять и оценить высокую поэзию. Без этого они не смогли бы так блистательно сыграть "Пугачева" Сергея Есенина, "Гамлета" Вильяма Шекспира, "Преступление и наказание" Федора Достоевского, "Дом на набережной" Юрия Трифонова, "Мастера и Маргариту" Михаила Булгакова. Благодаря этим спектаклям, а может, параллельно с ними в актерах проявлялся их сочинительский талант. Конечно, Владимир Высоцкий был рожден поэтом, но ведь не случайно и такие артисты, как Леонид Филатов и Валерий Золотухин, впоследствии стали писателями.
В 70-е годы театр Любимова превратился в родной дом для многих известных прозаиков и поэтов: Александра Солженицына и Булата Окуджавы, Андрея Вознесенского, Беллы Ахмадулиной, Бориса Можаева, который на 60-летие Юрия Петровича подарил ему сенбернара. За постановку его повести "Из жизни Федора Кузькина" Любимова в 1969 году исключили из партии, объявив спектакль "Живой" клеветническим, и сняли из репертуара. Потом Любимова вновь восстановили в партии, поскольку руководитель советского театра не мог быть беспартийным. Они не догадывались, что он еще и верующий человек... Травля Любимова продолжалась до тех пор, пока он не оказался в изгнании за рубежом. Было ему тогда 64 года. И, может быть, он не выдержал бы этого, не окажись рядом верная жена Каталин (которая была на год младше его старшего сына Никиты), а также маленький сын Петр. В течение шести лет, проведенных за границей, Любимов много ставил спектаклей, особенно оперных, встречался с такими, как он, изгнанниками, например с Андреем Тарковским. А в Москве его ждал родной коллектив...
Николай Губенко очень много сделал для того, чтобы Юрий Петрович вернулся в Россию (не без помощи Михаила Горбачева), но впоследствии их отношения не сложились. В результате - на Таганке появилось два театра - непосредственно Любимова и "Содружество актеров на Таганке" под руководством Губенко. Знаменитый театральный дисидент не любит вспоминать тот страшный период, потому что ему уже тогда стало ясно: прежнего театра не вернуть, надо все строить заново. И он в 70-летнем возрасте начал создавать новый коллектив с пошедшими за ним артистами из старой команды, привлекая все больше и больше молодежи. И опять в репертуаре театра - классика: "Евгений Онегин", "Театральный роман", "Фауст", а также инсценировка Александра Солженицына "В круге первом" - "Шарашка", где Любимов сыграл Сталина.
Сегодня каждый режиссер без всяких "кукишей в кармане" может говорить правду и не бояться, что его за это посадят или вышлют за границу, как Любимова. И это так просто - делать то, что позволено, выгодно, престижно, модно...
В свои 85 он не только много работает, выпуская один спектакль за другим, но и воюет с дилетантами в искусстве, прививает молодым актерам любовь к литературе, воспитывая в них уважение к тем художественным ценностям, которые достались им от предыдущих поколений. Поскольку без этого ни один человек не может чувствовать себя полноценной, свободной личностью. Спасибо вам за это, Юрий Петрович. Дай вам Бог и дальше оставаться в такой же прекрасной форме, чтобы радовать нас своими талантливыми спектаклями, свом участием, самим фактом своего присутствия в культурной, духовной жизни России.