ВЕРТИКАЛЬ РАЙОННОГО ЗНАЧЕНИЯ

Госдума приняла Закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ". У россиян появится, во-первых, реальная возможность действительно участвовать в принятии важных решений, а во-вторых, разобраться наконец, кто конкретно в ответе за протекающую крышу, раздолбанные дороги, неспешность "скорой помощи" и многое другое, омрачающее повседневную нашу жизнь. Законодательные нововведения для читателей "Труда" комментирует председатель Комитета по вопросам местного самоуправления Госдумы РФ Владимир МОКРЫЙ.

- Владимир Семенович, поможет ли новый закон наконец разобраться российским гражданам: какую ответственность перед ними несет каждый конкретный носитель власти?
- Поможет. Главная цель нового Закона о местном самоуправлении - разграничить полномочия. Каждая власть - федеральная, региональная, местная - по новому закону должна четко знать меру своей ответственности. А когда власть не сможет спихивать проблемы граждан с одного уровня на другой, она будет вынуждена их все-таки решать. Что происходит сегодня? Замкнутый круг безответственности. Люди зимой остаются без тепла потому, что управдом говорит: "У меня денег нет, мэр не выделил". Мэр апеллирует к прижимистости губернатора, губернатор, естественно, все валит на правительство Российской Федерации. А правительство резонно утверждает, что не "барское" это дело - заниматься состоянием труб в одном отдельно взятом доме. Теперь все полномочия четко прописаны: "кесарю - кесарево, слесарю - слесарево"...
- Согласно новому закону предполагается ввести новые принципы территориальной организации местного самоуправления. Какие и почему? Чем не устраивали прежние?
- Мы хотели реально добиться осуществления конституционного права граждан на местное самоуправление. Практика показала, что у нас в каждом регионе эту конституционную норму понимают по-своему. Например, в Якутии органы местного самоуправления отсутствуют в принципе. Там все проблемы решаются на региональном уровне. Увы, порой не без помощи МЧС. Есть регионы, которые ввели местное самоуправление на уровне городов и районов. А есть субъекты, например, Ставропольский край, Тюменская область, где в ходу поселенческий принцип самоуправления. Такой разнобой территориальной организации плюс неточности в формулировках о разграничении полномочий и предметов ведения позволяли местной власти увиливать от ответственности. Поэтому местное самоуправление и не получило должного развития, фактически стагнирует. В новом законе есть четкая логика. Принципы территориальной организации местного самоуправления подкрепляются четким разграничением полномочий по типам таких образований. Определено несколько типов таких образований: поселение, район и городской округ. Поселение - один или несколько близлежащих населенных пунктов численностью населения не менее тысячи человек. Район - межмуниципальное образование, объединяющее поселения. Городской округ образует крупный город.
- Чем же будут отличаться полномочия властей поселения, района и городского округа?
- Прежде всего - объемом. Перечень полномочий местных властей в новом законе сохранился. Но произошло их перераспределение. По старому законодательству у властей всех муниципальных образований они были одинаковыми, что приводило иногда к анекдотическим, а иногда и к трагическим последствиям. Глава маленького поселения в тысячу человек имел власти не меньше, чем мэр миллионного города. Но возможности-то у этих властных господ были и остаются совершенно разные! Увы, эта разница в ресурсах не бралась в расчет, когда в свое время принимались постановления о том, что за социальные льготы, пособия, помощь ветеранам отвечает муниципальное образование. По новому закону крупные образования - городские округа - будут отвечать за решение всего спектра вопросов местного значения. Районы - только за содержание школьных и дошкольных учреждений, охрану общественного порядка, организацию и оказание скорой медицинской помощи, опеку и попечительство. А за администрациями поселений закреплены содержание дорог, тепло-газо- и водоснабжение, строительство жилья.
- Значит, поселения еще не доросли до организации общественного порядка своими силами? Выходит, у России вряд ли появится свой аналог шерифов?
- Этот вопрос звучал на заседании комиссии по разграничению полномочий при президенте под председательством Дмитрия Козака. Некоторые участники предлагали по американской схеме отдать максимум полномочий власти на местах. В том числе и сделать выборной должность начальника муниципальной милиции - российского "шерифа". Не прошло. Новой России всего десяток с "хвостиком" лет. Мы пока очень болезненно переживаем переход от унитарного государства к демократическому обществу. По Конституции власть у нас принадлежит народу. Но пока большинство этого самого народа не чувствует себя субъектом власти. Не готовы пока спрашивать ни с власти, ни с себя, эту власть избравших. Пока в стране сохраняется иждивенческий принцип: "Вы - начальники, значит - нам должны, а мы - люди маленькие". Вот когда наши граждане почувствуют, что местное самоуправление - это не какие-нибудь пришлые "варяги", а свои же люди, которым общество делегировало полномочие для решения насущных проблем, когда сами начнут активно участвовать в ее формировании, тогда, мне представляется, можно будет говорить и о шерифах. Впрочем, сегодня над законами о муниципальной милиции идет довольно плотная работа. Я думаю, к 2008 году мы к этому вопросу вернемся.
- Именно "недозрелостью" общества объясняется, что вступление в силу закона о принципах местного самоуправления отложено до первого января 2006 года?
- Нет, скорее "недозрелостью" власти. Есть две объективные причины переноса сроков. Первая: если закон вступит в силу до того, как будут определены новые территориальные границы муниципальных образований и пройдут выборы в органы местного самоуправления, получится законодательное противоречие. Вторая: очень многие регионы просили отодвинуть дату, объясняя это неготовностью бюджетной системы. За полномочиями должны последовать деньги. Иначе все нововведения станут фикцией. Двухгодичный период отводится, чтобы федеральное правительство и Госдума смогли принять новые бюджетные отношения.
- Губернаторы не оказывали противодействия принятию закона? Делиться властью, как известно, никто не любит...
- А еще больше не любят делиться деньгами. В новом законе прописаны не только полномочия муниципальных образований, но и их бюджеты. Поэтому, кстати, тормозят процесс не только губернаторы. Сопротивление идет на всех уровнях. И со стороны правительства России, поскольку оно не хочет внятно сказать, во сколько гражданам обойдутся муниципальные услуги. И на уровне регионов, которые говорят о неправильном перераспределении налоговых доходных источников. Да что там, сегодня многие главы районов сами не хотят законодательной определенности. Они боятся не только самостоятельно распоряжаться бюджетом, но и выборов, хотели бы оставаться назначенцами. Я полагаю, сейчас мы проходим этап, когда чиновничество в худшем понимании этого слова сформировалось не только на федеральном и региональном уровнях, но и на муниципальном. Они больше думают не о нуждах людей, а о том, как сохранить свое кресло. А выборность несет за собой реальную, а не декларируемую ответственность перед избирателями.