СОЛНЦЕ НАНОСИТ УДАР

Есть ли связь между авиационными катастрофами и магнитными бурями? И если есть, где "слабое звено" - отказывает техника или совершают ошибку пилоты? Этими исследованиями занимается Институт прикладной геофизики имени академика Е.К.Федорова Росгидромета, осуществляющий оперативный контроль и дающий прогнозы гелиогеофизической обстановки на планете.

Влиянию Солнца на нашу жизнь посвящено множество популярных и научных книг, газетных статей, однако далеко не все гипотезы удалось доказать. Дискуссии продолжаются уже в течение многих десятилетий. Впрочем, даже тех фактов, в достоверности которых нет сомнений, достаточно, чтобы понять, насколько земляне зависят от поведения дневного светила. Яркий пример - сильная магнитная буря 1989-го. Из-за нее 13 - 14 марта вышли из строя высоковольтные линии электропередачи в канадской провинции Квебек. В проводах ЛЭП возникли индуцированные геомагнитные токи, и сети не выдержали дополнительных перегрузок. Шесть миллионов жителей остались без электричества. В те же дни во многих других энергосистемах Северной Америки отключались силовые трансформаторы, срабатывали защитные реле. Эхо докатилось и до Европы. На высоковольтных линиях средней и южной Швеции произошел сильный скачок напряжения. В довершение бед четыре американских навигационных спутника "Транзит" не смогли выполнять свои функции в течение нескольких дней.
Ранее, в 1958-м, аналогичная буря тоже отключила электроэнергию - в Торонто. А магнитная гроза в 1972-м вывела из строя кабельную линию связи между американскими городами Плано (Иллинойс) и Каскед (Айова).
Потоки заряженных частиц, вырывающиеся из недр Солнца, могут представлять серьезную опасность для космонавтов, особенно на межпланетных трассах. Если б американцы отправили к Луне пилотируемый корабль "Аполлон-16" не в апреле 1972-го, а четырьмя месяцами позже, перед мощной августовской вспышкой, то на астронавтов обрушилась бы практически смертельная доза облучения.
Подобных фактов, иллюстрирующих влияние Солнца на Землю и ее окрестности, можно привести немало. Однако солнечных загадок намного больше, чем разгадок. Один из наиболее актуальных вопросов: зависит ли безопасность авиаполетов от капризов дневного светила? Назовем лишь несколько катастроф, произошедших за короткое время 2000 года.
26 июня, когда разыгралась очередная магнитная буря, в Воронеже потерпел аварию самолет Су-24М. При заходе на посадку экипаж допустил серьезную ошибку в технике пилотирования, и 40-тонный бомбардировщик, "зацепившись" за землю еще до полосы, через несколько секунд загорелся. Пилоты катапультировались.
12 августа того же года в Конго разбился грузовой Ан-26Б. Погибли более 20 человек. В этот день была зафиксирована сильная магнитная буря.
Еще одна авиакатастрофа произошла 16 сентября. Опять был магнитный шторм, и снова причиной аварии стал "человеческий фактор". При выполнении фигуры высшего пилотажа на международной авиакосмической выставке "Авиасвит-XXI" в Киеве погиб первый замминистра внутренних дел Украины генерал-полковник Леонид Бородич. Он управлял самолетом Як-52 и, по мнению специалистов, не справился с управлением. Самолет рухнул возле аэродрома и взорвался.
Из-за ошибок экипажа, по оценкам специалистов, происходит 80 процентов всех аварий. Почему так часто ошибаются пилоты? В том же 2000-м 16 авиационных ЧП произошли во время магнитных бурь. Случайные совпадения или некая закономерность? С этого вопроса началась наша беседа с директором Института прикладной геофизики Сергеем АВДЮШИНЫМ.
- Наши исследования еще не закончены, но, судя по предварительным результатам, просматривается вполне определенная связь между авиакатастрофами и геомагнитными бурями, - сказал ученый. - Мы проанализировали все авиационные ЧП начиная с 1946 года. Ежегодно в мире происходит в среднем около 100 аварий самолетов. В нашей базе данных почти 6 тысяч таких эпизодов. Этот информационный массив мы сравнили со статистикой геомагнитных возмущений за те же 56 лет. Статистические совпадения (буря - авария) достаточно убедительны, говорить о случайностях не приходится.
- Сергей Иванович, почему все-таки происходят эти катастрофы? Магнитные бури выводят из строя авиационную технику?
- В отношении техники пока не могу ничего сказать, а вот воздействие магнитных возмущений на пилотов имеет место. Когда во время возмущений на Солнце скоростной поток солнечного ветра (заряженных частиц) обрушивается на земную магнитосферу, она начинает колебаться и генерировать очень низкие электромагнитные волны с частотой от 1 до 100 герц. Внутри этого генератора живут люди. Воздействие электромагнитных колебаний на организм может быть неблагоприятным: возникает некомфортное состояние, у кого-то замедляется реакция, кто-то начинает хуже "соображать"... Таким образом, пилот может совершить ошибку, которая приведет к аварии. Не случайно в годы активного Солнца происходит существенно больше авиационных катастроф.
- Говорят, что не только потоки солнечного ветра, но и землетрясения оказывают неблагоприятное воздействие на магнитосферу и ионосферу...
- Да, изменения в ионосфере могут происходить и в преддверии землетрясений. Перед каждым таким катаклизмом из-за невидимой подвижки подземных пластов в атмосферу выплескиваются электромагнитные волны.
- Выходит, регистрируя ионосферные изменения, можно не только предупреждать летчиков о неблагоприятных условиях полета, но и предсказывать надвигающееся землетрясение?
- Конечно. Между прочим, незадолго до затопления нашей орбитальной станции "Мир" (что, кстати, было большой ошибкой) установленный на ней наш прибор "Ионозонд" зафиксировал неоднородности в ионосфере, свидетельствующие о приближающемся землетрясении в Дальневосточном регионе. И через 10 дней на Тайване произошло сильное землетрясение мощностью 6,8 балла. К сожалению, сегодня такие наблюдения Россия уже не ведет. Хотя наш институт может изготовить необходимое количество ионозондов с тем, чтобы они были установлены и на Международной космической станции, и на искусственных спутниках Земли. Но никого, видимо, это не волнует. Говорят, надо экономить деньги...
- Предсказывая землетрясение, в состоянии ли специалисты указывать, где оно произойдет?
- С точностью до 500 километров. Но без постоянного мониторинга ионосферы, а если шире - без полноценной Службы космической погоды невозможно прогнозировать ни землетрясения, ни магнитные бури. За последнее десятилетие у нас оказалась в значительной мере разрушенной прежняя система наблюдений. Из 50 наземных геофизических станций осталось 5, существенно ослаблена спутниковая группировка, прекращены многие наблюдения. Это недальновидная политика. Сегодня стране крайне необходима не только реанимация отечественной Службы космической погоды, но и развитие ее на базе последних научно-технических достижений. Вот тогда мы сможем предупреждать авиаторов о приближении "критических" дней, когда от пилотов потребуется особое внимание (да и медицинский контроль должен быть не таким, как обычно). Сможем также предсказывать землетрясения, предоставлять уникальную информацию многим отраслям экономики. Вопрос лишь в том, услышат ли власти голос ученых?