АВТО ДЛЯ ГЕРОЯ

Фронтовому летчику-истребителю, Герою Советского Союза, кавалеру многих боевых орденов Евгению Петровичу Савельеву такое и в страшном сне не могло присниться. В квартиру 85-летнего ветерана в подмосковном Подольске позвонил судебный исполнитель. Рядом стоял милиционер с автоматом. В сторонке переминались с ноги на ногу притихшие соседи - их попросили быть понятыми...

Официальные лица держались сурово:
- Сиди, дед, и не трепыхайся. Все по закону! Будешь штраф платить. Денег таких нет? А пенсия?..
Не церемонясь, визитеры описали имущество. И ушли. А летчик и его супруга Аида Алексеевна остались наедине со свалившейся бедой.
...Началось все еще в 1999-м году. Тогда в квартиру Савельевых заявились двое незнакомых мужчин. Один представился нотариусом, другой - предпринимателем. И повели беседу: мол, вы - Герой Советского Союза, ветеран войны. Имеете разные льготы, в том числе и таможенные. Почему бы вам, Евгений Петрович, не дать нам доверенность на приобретение автомобиля за границей? От вас не убудет.
Накануне этого странного визита ветеран перенес тяжелую операцию. Чувствовал себя очень плохо. Не сразу, говорит, и понял, почему именно к нему пришли незнакомые люди? Какую еще доверенность? Евгений Петрович не может без посторонней помощи добраться из комнаты в кухню, а тут его самого просят в чем-то помочь... "Просили очень настойчиво, - вспоминает ветеран. - А я еле сижу. Чтобы отвязаться, подписал бумаги".
Прошел месяц, другой, третий... Ветеран уже и забыл о визите. Однажды на его имя пришел пакет из смоленской таможни: "На основании... Вы должны уплатить таможенные пошлины за приобретенный вами автомобиль в сумме 216 тысяч рублей". Евгения Петровича и без того ноги не держали, а тут и вовсе подкосились. Откуда у пенсионера такая астрономическая сумма? И, главное, за что? Он позвонил нотариусу, который приходил к нему по поводу доверенности: "Срочно разберитесь. Я ведь ничего не покупал!".
Потом были долгие суды, разбирательства. Ветеран пытался доказать, что его просто обвели вокруг пальца, воспользовались наивностью. Но никто и слушать не хотел. Твердили: придется платить, ничем вы других не лучше.
Через год пришло новое послание из таможенного ведомства: "Вы должны уплатить таможенные сборы за еще одну машину... Штрафы..." Старого летчика хватил удар. Побежали за "скорой"...
Оказалось, люди, которым он подписал доверенность, приобрели за границей не одну иномарку, а две. Соответственно, и таможенные пошлины надо платить за два автомобиля. В сумме набегало под миллион рублей.
Ходить по инстанциям, чтобы там доказать абсурдность происходящего, ветеран не мог. Для него выйти из подъезда своего дома - событие. Единственное, что оставалось - рассылать письма. В прокуратуры, суды, в милицию, в таможню. Но отовсюду приходили стандартные ответы: ничего не знаем, платите штраф.
Правда, чуть позже со второй машиной все-таки разобрались. Оказалось, платить таможенные пошлины за нее не надо.
Но и этого мало. Когда судебные исполнители пришли описывать собственность Савельевых, оказалось, что кроме "жигуля", который ему, Герою Советского Союза, подарили по президентскому решению на юбилей Победы, за хозяином числятся еще четыре "Волги". Их тоже надо было описывать и изымать в качестве таможенного долга. Это уже не лезло ни в какие ворота. Опять вызывали "скорую"...
Оправившись, Евгений Петрович обратился в ГАИ: разберитесь, пожалуйста, нет у меня никаких "Волг". И не было никогда. Разобрались. Оказалось, еще раньше кто-то уже воспользовался именем героя и приобрел некогда дефицитные автомобили. Какова дальнейшая судьба тех автомобилей, ветеран интересоваться не стал. А перед ним в ГАИ даже не извинились. Просто вышел офицер, махнул рукой: "Все, папаша. Нет теперь за вами никаких "волжанок". Это просто чья-то хитрая комбинация была..."
Чем же закончилась эта эпопея? Второй год Евгений Петрович отдает часть пенсии государству - это штраф по таможенному иску. По поводу своей беды кому только не писал. И прокурору, и таможенным начальникам, и в Верховный Суд. Кто-то промолчал, а кто-то опять ответил: "На основании... Обязаны выплатить. Ничем помочь не можем..."
Евгений Петрович говорит, что дело даже не в отобранных пенсионных рублях. Но вот доброе имя... Не хочет старый боевой офицер, прошедший войну с первого до последнего дня, существовать с клеймом правонарушителя.
P.S.
В конце лета в Смоленске состоялся суд над 9 участниками преступной группы, занимавшимися автомобильной контрабандой. Подсудимые обвинялись в том, что ввозили в страну дорогие иномарки без уплаты таможенных платежей. Документы тоже оформляли на Героев Советского Союза. Это уголовное дело, рассказывает начальник отдела дознания Смоленской таможни Игорь Андреенков, вобрало в себя более 60 эпизодов почти с одинаковыми подробностями. В документах фигурируют имена около сотни обманутых проходимцами героев, проживающих в Брянске, Москве и Подмосковье, Рязани, Белгороде, Казани, Ульяновске. Многие ветераны даже не подозревали, что кто-то сумел воспользоваться их именем в преступных целях и сделать на этом бизнес. Мошенники-контрабандисты добывали их данные через военкоматы, жэки... Потом выписывали ложные доверенности и подделывали подписи. Правда, платить сумасшедшие штрафы выпало лишь единицам из героев. Среди них оказался и Евгений Петрович Савельев.
Приговоры суда мошенникам-контрабандистам не устроили ни одну из сторон. Обвинители посчитали, что сроки от 2 до 6,5 лет лишения свободы - слишком маленькие. А подсудимые, как выяснилось, вообще не собирались в зону.
И, наконец, последнее: вышестоящие судебные инстанции вняли адвокатским жалобам на то, что их подзащитных слишком сурово наказали. Приговоры отменены, дело будет слушаться заново. Так что контрабандистов, может, еще пожалеют... А Герою Советского Союза Савельеву, похоже, платить штраф до конца своих дней.