06 декабря 2016г.
МОСКВА 
-9...-11°C
ПРОБКИ
6
БАЛЛОВ
КУРСЫ   $ 63.87   € 68.69
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

СЛИШКОМ ОБЫКНОВЕННОЕ

Бирюков Сергей
Опубликовано 01:01 01 Октября 2004г.
В Камерном музыкальном театре Бориса Покровского - "тройное" событие: начало 33-го сезона, открытие традиционного для этих стен Моцартовского фестиваля и премьера оперы великого австрийца "Волшебная флейта".

Борис Покровский и в 92 года остается одной из сильных фигур отечественной оперной режиссуры, о чем свидетельствует, например, предыдущая его работа - "Укрощение строптивой" Шебалина, спектакль поистине искрометный. Однако в "Волшебной флейте" перед мастером встала гораздо более трудная задача. Последняя опера (а точнее - оперетта со словесными диалогами) Моцарта при всей своей и вправду волшебной музыке написана на столь странный, а если без обиняков - дурацкий сюжет, что поставить ее эффектно как спектакль почти невозможно. Действия - никакого, вместо него бесконечные выспренные рассуждения о борьбе добра со злом, о необходимости суровых испытаний (каких - опять-таки неясно), через которые должны пройти возлюбленные, чтобы окончательно соединиться. Да и длиннющие диалоги на немецком, разбивающие музыку на отдельные фрагменты, отнюдь не делают представление более цельным. Если не пойти по линии радикального освежения сюжета, как обычно и делают постановщики оперетт (именно так недавно поступила, например, молодой московский режиссер Екатерина Поспелова, перенеся действие "Волшебной флейты" в Россию и придав представлению ярмарочно-балаганный характер), то достичь сценического успеха крайне затруднительно. Покровский, увы, предпочел "академический" вариант...
Спектакль вышел удовлетворительным - но не более того. К удачам отнесу образ принцессы Памины в проникновенном исполнении Олеси Старухиной. Неплох Николай Щемлев в роли птицелова Папагено - надеюсь, в последующем он и его партнерша Надежда Нивинская (Папагена) преодолеют некоторую техническую скованность, из-за которой знаменитый шуточный дуэт "Па-па-па" изрядно потускнел...
Отрадно для автора этих строк было убедиться в творческом прогрессе исполнительницы труднейшей партии Царицы ночи - Елены Кононенко. Лена - лауреат "трудовского" конкурса "Романсиада", - когда-то певшая одну из арий Царицы ночи в памятном дуэтном концерте с Хосе Каррерасом на сцене Государственного Кремлевского дворца, на сей раз исполнила ту же музыку куда увереннее и артистичнее. Приятное впечатление оставило и выступление другого героя нашей "Романсиады" - Германа Юкавского в роли мудреца Зарастро.
Что до прочих "компонентов" спектакля, то они какие-то "никакие". Декорации (художник Виктор Вольский) - абстрактные фигуры, символизирующие, очевидно, Солнце и Луну, свет и тьму, - не блещут изобретательностью. То же самое - костюмы (Рафаил Вольский): мир видел сотни таких Папагено в дежурных отрепьях-перьях, дам - прислужниц Царицы ночи в платьях стиля рококо, мальчиков - посланцев Зарастро в облике не то ангелочков, не то амуров...
А в общем-то, впрочем, из-за божественной музыки на "Волшебную флейту" ходить, наверное, все равно будут. Только дирижеру Владимиру Агронскому порядком надо еще поработать, чтобы изумительные моцартовские ансамбли звучали, как говорят на родине композитора, "цузаммен". То есть - согласно.


Loading...



В ГД внесли законопроект о декриминализации побоев родственников