09 декабря 2016г.
МОСКВА 
-2...-4°C
ПРОБКИ
3
БАЛЛА
КУРСЫ   $ 63.39   € 68.25
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

"ЧЕСТНОЕ СЛОВО" ПРОРАБА

Кириллин Александр
Статья «"ЧЕСТНОЕ СЛОВО" ПРОРАБА»
из номера 186 за 01 Октября 2004г.
Опубликовано 01:01 01 Октября 2004г.
Российский строительный комплекс может оказаться на грани развала, а страну ожидают множественные аварии при строительстве и эксплуатации жилых зданий и промышленных сооружений - такова суть специального доклада, подготовленного Национальным градостроительным обществом (НГО), крайне обеспокоенным намерением Минэкономразвития отменить лицензирование строительной деятельности.

Тревогу бьет не только НГО. С редким в наше время единодушием против отмены лицензирования строительной деятельности выступают главы большинства регионов страны. Все они считают эту инициативу Минэкономразвития как минимум преждевременной. Ибо на ближайшие семь лет лицензирование проектных, изыскательских и строительных организаций остается, по сути дела, единственным механизмом государственного контроля за работой всей отрасли, единственной гарантией надежности и безопасности возводимого и реконструируемого жилья и промышленных объектов. Однако ведомство Германа Грефа уже подготовило соответствующие поправки в Закон "О лицензировании отдельных видов деятельности", в ближайшее время их рассмотрит Государственная Дума.
"ЗОЛОТАЯ ОТРАСЛЬ" - БЕЗ "ЗОЛОТЫХ РУК"
Цифры, приведенные в докладе НГО, свидетельствуют: строительная отрасль становится самой быстрорастущей в стране. В первой половине нынешнего года темпы роста в строительстве составили 14,3 процента - это вдвое выше, чем темпы промышленного роста в целом. Годовой объем инвестиций только в жилищное строительство сегодня уже оценивается в 10-12 млрд. долларов при вводе 30-32 млн. квадратных метров жилья. Но президент Владимир Путин в послании Федеральному Собранию объявил обеспечение граждан доступным жильем одной из самых важных и первоочередных задач государства. "Правительство, региональные власти, - подчеркнул президент, - должны к 2010 году сделать так, чтобы треть граждан могла бы приобретать квартиру, отвечающую современным требованиям..."
Эта задача уже начинает выполняться. По прогнозам Федерального агентства по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству, через 6 лет ввод нового жилья должен как минимум удвоиться. Но и этот рост не сможет покрыть потребности страны в сооружении жилья, которые оцениваются в 150 млн. квадратных метров в год. То есть потенциально одно лишь жилищное строительство способно принять и "переварить" инвестиции в объеме до 50-60 млрд. долларов ежегодно - это больше, чем сегодня вкладывается в нефтяную, газовую промышленность и электроэнергетику, вместе взятые.
Освоение таких огромных денег требует целой армии профессионально подготовленных людей - проектировщиков, изыскателей, строителей. Но стройкомплекс России давно уже испытывает острейший кадровый голод, ставший в последние годы хроническим. Сегодня даже в Москве, где профессионально-техническое образование более или менее уцелело, ежегодно готовится не более 50 тысяч специалистов в области строительства - и это для двухмиллионной армии строителей. В провинции ситуация вообще аховая. Инженер-строитель в России уже давно занесен в Красную книгу наиболее дефицитных специальностей. Высшее образование в сфере архитектуры и градостроительства в стране и вовсе не соответствует требованиям времени.
Результат печальный: начинающийся в стране "строительный бум" абсолютно не подготовлен в кадровом отношении. Качественный состав ряда проектных и строительных фирм, действующих в стране, уже сегодня вызывает обоснованную тревогу Федерального агентства по строительству и ЖКХ. 15 тысяч проверок, проведенных агентством за первую половину 2004 года, выявили опаснейшую картину: потакая заказчикам, желающим получить здание в "престижном месте", проектные и строительные фирмы нередко пытаются возвести объект на участке, не пригодном для строительства. Отмечены случаи строительства зданий и сооружений при крайне слабой инженерной и противопожарной защите, а то и вообще без них. По данным НГО, строительных объектов, вызывающих обоснованные подозрения проверяющих, выявляется до 20 тысяч за год.
Еще несколько печальных цифр: в минувшем 2003 году на российских стройках случилось 1034 несчастных случая со смертельным исходом, а также 27 аварий зданий и сооружений, которые лишили жизни еще 13 человек. Еще 32 человека погибли и 139 пострадали в 12 авариях за один лишь первый квартал 2004 года. В строящихся и даже уже построенных домах обрушивались лестничные марши, падали балки и плиты перекрытий и т.д. В этом же перечне - страшная катастрофа "Трансвааль-парка" в Москве, случившаяся 14 февраля. Там погибли 28 человек и травмированы еще 110. В причинах беды следствие разбирается до сих пор. Но строители знают: если здание спроектировано и построено высококвалифицированными специалистами с соблюдением всех норм и стандартов, его не разрушишь даже с помощью "пояса шахида"...
То есть где-то, на каком-то этапе (этапах?) был проявлен непрофессионализм. Результат трагичен.
А ведь сегодня 25 процентов российского населения живет в зонах с неблагоприятными инженерно-геологическими условиями, где строительство должно вестись по совершенно особым, очень жестким правилам. Иначе любая пятиэтажка может стать местным "Трансваалем". В прошлом году Государственный комитет по строительству сообщил об угрозах землетрясений силой до 8-12 баллов на территории Среднего и Южного Урала. В зону сейсмической активности внесены Самара, Новосибирск, Красноярск, Хабаровск и Владивосток - в ближайшие 50 лет там могут произойти сильные землетрясения. Это означает, что к строительству в этих городах должны предъявляться самые высокие требования.
Но если требования предъявлять некому, а сам бизнес становится все более прибыльным, то не надо быть оракулом, чтобы понять: с ростом объемов в строительной отрасли будет появляться все больше любителей быстрой наживы, фирм-однодневок, использующих дешевый труд малоквалифицированных гастарбайтеров. Причем, по прогнозам экспертов, наводнение строительного ранка непрофессионалами начнется не с Москвы, Санкт-Петербурга или крупных областных центров. Там уже появилась конкуренция, там более требовательный покупатель. А потому строительные компании вынуждены следить за качеством товара, поставляемого на рынок. Но кто поставит заслон строительной халтуре в бедных и проблемных регионах? Кто убережет тамошнее население от беды?
КТО ПОСТАВИТ ЗАСЛОН ХАЛТУРЕ?
Поразительно, но факт: сегодня в России отсутствуют законодательно утвержденные критерии оценки качества строительных работ. Проще говоря, нет закона, в котором было бы записано, как можно строить дома, а как - нет. В советские времена и позже на сей счет существовало немало нормативных документов, включая законы "О стандартизации" и "О сертификации продукции и услуг". Но в июле 2003 года вступил в действие новый Федеральный закон "О техническом регулировании", который прекратил действие прежней системы технического нормирования. Старые нормы и правила были переведены в ранг рекомендательных документов, то есть их нарушение никак не карается.
Правда, законодатель определил, что в течение следующих семи лет в каждой отрасли должны быть разработаны новые правила и стандарты - так называемые технические регламенты. Но "улита едет - когда-то будет?" В строительстве такая работа пока даже не начиналась.
Конечно, солидные, крупные компании, давно действующие на строительном рынке и берегущие репутацию, и сегодня соблюдают "рекомендательные" правила и стандарты как обязательные. Но кто поручится за то, что так же поступят средние и мелкие фирмы? Ведь вроде бы незначительные отступления от каких-то норм порой серьезно снижают издержки - и это в условиях полной безнаказанности. А что говорить в этих условиях про новичков на строительном рынке? И кто знает, чем когда-нибудь обернется их "экономия", поскольку даже очень серьезные строительные огрехи порой дают о себе знать через год и более после сдачи объекта.
Учтем: эта ситуация необязательности и безнаказанности в строительном комплексе продлится как минимум семь лет, а то и более - введение новых технических регламентов, разработка сотен тысяч норм, их апробация в процессе проектирования и строительства могут занять и десятилетие.
В общем, как ни крути, получается, что сегодня единственным рычагом государственного регулирования и контроля в строительстве остается лицензирование, смысл и цель которого - не допустить в отрасль непрофессионалов. Причем это не российское изобретение, а общепринятая мировая практика.
Общепризнанно, например, что в Австрии очень высокое качество строительства. Но там строительные фирмы в обязательном порядке лицензируют, а самих проектировщиков и строителей заставляют сдавать трехуровневый экзамен: для каменщика или плотника - низший, для руководителя работ или проектировщика - высший, третий. В США действует многоуровневая система лицензирования, которая нацелена не на выдачу разового разрешения, а на постоянный контроль за всей деятельностью компании. В Германии понятие "лицензирование строительства" как таковое отсутствует, но для согласования проекта или получения разрешения на проведение работ застройщик должен отвечать тем же требованиям, что и при лицензировании: профильное образование, стаж работы, подтверждение возможности заниматься этим видом деятельности и финансовая самостоятельность. Причем если в большинстве стран лицензии выдаются на довольно длительный период, то в Германии строителям необходимо получить разрешение на строительную деятельность по каждому объекту...
В России сегодня тоже действует достаточно стройная система, при которой государственную лицензию в обязательном порядке должны получить все организации, занимающиеся проектированием и строительством зданий и сооружений, а также проведением инженерных изысканий. Лицензия действует на всей территории страны, ее может получить любой желающий, если докажет свою профпригодность. Выдающее лицензии Федеральное агентство по строительству и ЖКХ через экспертные комиссии субъектов Федерации оказывает соискателям консультационную и методическую помощь. В стране создана уникальная база, которая включает в себя реестр лицензий и полную информацию об участниках рынка проектных и строительных услуг. Войдя через Интернет в эту базу, соискатель лицензии может контролировать процесс ее предоставления на всех стадиях, а потребитель-заказчик получает возможность запросить полную информацию о любой организации, услугами которой он хочет воспользоваться. Таким образом, система и вполне прозрачна, и достаточно информатизирована.
- Принятый механизм лицензирования нельзя назвать совершенным, - говорит председатель Национального градостроительного общества Александр Кривов. - Хотя в нашем профессиональном сообществе его критикуют, но в основном лишь за "излишнюю мягкость" или "неторопливость". По солидарному мнению экспертов, лицензирование в строительстве должно быть сохранено хотя бы до того времени, когда появятся и утвердятся новые технические регламенты на проектные и строительные работы, будет отлажен механизм контроля и ответственности за их выполнение.
Минэкономразвития, однако, полно решимости отпустить строителей "на волю" - во имя беспощадной борьбы с бюрократизмом. Взамен государственного лицензирования, по замыслу Германа Грефа, в стране должны заработать некие саморегулирующие организации (СРО), которые будут вырабатывать стандарты, проводить добровольную сертификацию проектных и строительных фирм и даже применять санкции к нарушителям (хотя членство в этих СРО предполагается сделать добровольным).
Но никаких СРО в России пока нет, за исключением, пожалуй, единственного и весьма небесспорного опыта Российской академии наук. И ничего другого тоже нет. Так стоит ли во имя борьбы с мельницами оставлять на произвол судьбы, без государственного пригляда сложнейшую отрасль?
- Беру на себе смелость утверждать, что возведение жилых домов, объектов производственной структуры и так далее - процесс не менее сложный и ответственный, чем, допустим, выращивание племенных бычков, - говорит Кривов. - Но о бычках Минэкономразвития в конце концов позаботилось, оставив эту деятельность в списке лицензионных. А нас поставило ниже коровника. Почему? Ведь непрофессионализм в строительстве реально угрожает безопасности и жизни и в конечном итоге дорого обходится обществу...
В заключение еще несколько цифр из доклада НГО. Только за первую половину 2004 года Федеральное агентство по строительству и ЖКХ, используя механизм лицензирования для контроля за качеством жилищного строительства, вынесло 4937 предупреждений различным проектным, изыскательским и строительным фирмам. За этот же период было приостановлено действие лицензий по 1700 организациям строительного комплекса, а в суды направлено 157 исков на полное аннулирование таких лицензий, чтобы убрать непрофессионалов и бракоделов из отрасли.
Но уже с 1 января 2005 года государство, возможно, потеряет право "чистить ряды" в строительном комплексе России.


Loading...



В ГД внесли законопроект о декриминализации побоев родственников