УДАЧИ ВАМ, УИЛЬЯМ, ЮРИЙ И СЕРГЕЙ!

Вчера с Байконура на Международную орбитальную станцию в длительную экспедицию отправился первый интернациональный экипаж. С завтрашнего дня - после стыковки - начнется эксплуатация станции в постоянном пилотируемом режиме. Первая длительная экспедиция является знаковым моментом в реализации впечатляющего и самого дорогого космического проекта. То, что еще полтора десятилетия назад казалось несбыточной фантастикой, становится явью. Ряд западных журналистов уже назвал этот полет "исторической миссией в космосе".

В 10 ЧАСОВ 52 минуты 47 секунд по московскому времени российский транспортный корабль "Союз ТМ-31" плавно отошел от бетонного стартового стола и, стремительно набирая скорость, вскоре растаял в глубине казахстанского неба. За два часа до этого к вершине ракеты поднялись на лифте и заняли свои места в кабине "Союза" руководитель экспедиции астронавт NASA (США) Уильям Шеппард, российские космонавты - командир корабля Юрий Гидзенко и бортинженер Сергей Крикалев. На Байконуре и в подмосковном Центре управления полетами был небывалый наплыв специалистов, ученых, российских и иностранных журналистов. Никогда прежде перед ЦУПом я не видел такого скопления легковых машин. Заполнены были и главный зал управления "Миром", и второй зал управления - российским сегментом Международной космической станции (МКС). Такого не было за всю историю ЦУПа. На запуск приглашены многочисленные зарубежные гости, в том числе из космических агентств США, Канады, Западной Европы. Все это лишний раз подчеркивает масштаб нынешнего события.
ЛУЧШЕ ПОЗДНО, ЧЕМ НИКОГДА
Программа создания Международной космической станции началась еще в восьмидесятые годы. К тому времени в околоземном пространстве уже отработали свой срок пять станций "Салют", созданных в Советском Союзе, и одна американская - Skylab. Продолжали полет "Салют-7" и "Мир". Американцам было очень обидно, они тоже собирались построить на орбите свой "звездный дом". Но потом вместе со специалистами ряда других государств пришли к выводу: дорого и ни к чему создавать такие уникальные национальные космические комплексы, лучше объединить усилия и собрать в нескольких сотнях километров от Земли одну большую общую станцию - международную. Первоначально в этом проекте наша страна не участвовала, хотя "холодной войны" в то время уже не было. И лишь в 1993-м новая Россия решила присоединиться к программе МКС, отказавшись от уже начавшегося строительства орбитального комплекса "Мир-2".
Это решение было воспринято за рубежом с большим энтузиазмом, ибо Россия обладает поистине бесценным тридцатилетним опытом создания и эксплуатации орбитальных станций. Наши ученые в течение десятилетий, шаг за шагом постигали секреты выживания человека в невесомости. Сегодня наши космонавты могут работать на орбите и полгода, и год. Это действительно ноу-хау. Если бы не наша страна, Западу пришлось бы самостоятельно пройти все этапы наращивания длительности полетов, что требует немалого времени и огромных средств. Мы не только раскрыли ноу-хау специалистам США, но и организовали уникальный практикум. Семь американских астронавтов провели на "Мире" в длительных экспедициях в общей сложности 942 суток, приобретая опыт, без которого невозможно было бы эксплуатировать международную станцию. Сегодня в реализации проекта МКС участвуют 16 стран: США, Россия, Япония, Канада, Италия, Бельгия, Нидерланды, Дания, Норвегия, Франция, Испания, Германия, Швеция, Швейцария, Великобритания и Бразилия.
По графику, подписанному в свое время Юрием Коптевым (Российское космическое агентство) и Дэниелом Голдиным (NASA ), первая длительная экспедиция должна была отправиться на МКС в конце мая 1998-го. Но из-за отсутствия денег у российских партнеров создание базового жилого модуля "Звезда" неимоверно затянулось. Соответственно откладывался запуск уже готовых первых двух блоков - "Зари" (построенной в российском космическом центре имени Хруничева по заказу фирмы "Боинг" и являющейся собственностью США) и американского модуля "Юнити" ("Единство"). В конгрессе США активизировались противники участия России в проекте МКС. А мы все заверяли партнеров, что ускорим работы. В ноябре 98-го был выведен на орбиту грузовой блок "Заря", что явилось началом практического строительства станции, а в декабре к нему пристыковался переходный отсек "Юнити".
Между тем сроки запуска "Звезды", в которой должны жить и работать космонавты, вновь и вновь откладывались. Это происходило по меньшей мере четыре раза (май 98-го, май 99-го, ноябрь 99-го, январь 2000-го). В феврале нынешнего года после очередной отсрочки глава NASA Дэниел Голдин заявил, что США изготовят свой модуль, если нынешним летом "Звезда" не будет выведена на орбиту. В конце июля запуск наконец состоялся, и 26-го "Звезда" плавно состыковалась в автоматическом режиме со связкой "Заря"-"Юнити". Общая длина нынешней трехблочной международной станции - 37 метров, размах похожих на крылья панелей солнечных батарей - 30 метров, масса - более 50 тонн. Но это только небольшой фрагмент будущей 450-тонной МКС, одна лишь металлическая ферма которой превысит 100 метров. Строительство станции предполагается завершить к 2006 году. Более пятидесяти космонавтов и астронавтов будут заниматься ее сборкой. И первая тройка - уже в пути.
ВОПРОС О КОМАНДИРЕ ОКАЗАЛСЯ ДИСКУССИОННЫМ
Этот международный экипаж готовился к нынешнему полету вместо положенных двух лет целых четыре года. Не потому, что здесь собрались такие уж "бесталанные" люди (на самом деле каждый из них имеет серьезный опыт космических полетов), а из-за постоянных отсрочек запуска.
Командиру международной станции Уильяму Шеппарду 51 год. Он трижды был в космосе - на многоразовых кораблях "Атлантис", "Дискавери" и "Колумбия". Полеты были не очень продолжительными - в общей сложности чуть более 18 суток. В NASA он сделал успешную карьеру, став заместителем руководителя программы по Международной космической станции. И в 96-м стал готовиться к первой длительной экспедиции.
Командир МКС не является профессиональным летчиком. В начале семидесятых он окончил Академию ВМС США и около 13 лет служил в отряде боевых пловцов. Воинское звание - капитан 1-го ранга ВМС. В невысоком, плотного телосложения Уильяме ощущается внутренняя сила. У него - твердый характер, и он может быть весьма жестким в общении, когда отстаивает свою позицию. Сослуживцы называют его "крепким орешком".
По поводу его назначения в середине 90-х было немало дискуссий между Российским космическим агентством и NASA. Собственно, речь шла о том, кому поручить важную и почетную миссию командира - русскому или американцу? Казалось бы, если исходить из интересов дела и элементарной логики, то руководителем экспедиции должен быть наш космонавт. Действительно, корабль - российский, двое из трех членов экипажа - россияне, летит экипаж на российский модуль "Звезда", и все медицинское обеспечение длительного полета осуществляется по российской методике... Однако, когда дело касается национального престижа, никакие аргументы для американцев не имеют значения. И они настояли на том, чтобы командиром экипажа был астронавт NASA.
Узнав о том, что российская делегация во главе с Юрием Коптевым "дала слабину" и согласилась на такой вариант, один из самых опытных российских космонавтов Анатолий Соловьев, человек очень скромный и принципиальный, отказался от участия в первом полете на МКС. Это был беспрецедентный в космонавтике шаг. Кто же в здравом уме и твердой памяти откажется от участия в такой исторической экспедиции, к которой будет приковано внимание всего мира? От немалых денег, наконец, от послеполетных зарубежных поездок? Но вот, оказывается, нашелся такой человек. По первоначальным наметкам, в экипаж должны были войти Анатолий Соловьев, Сергей Крикалев и Уильям Шеппард. После разразившегося скандала стали срочно искать замену "отказнику".
Осенью 1996-го третьим членом международного экипажа утвердили полковника ВВС Юрия Гидзенко. Ему - 38. Гражданин России, по национальности - украинец. Военный летчик. А в 1995-м отправился в долгожданный полугодовой полет на станцию "Мир" - командиром 20-й основной экспедиции. Дважды выходил в открытый космос. Работа Юрия на орбите получила высшую оценку.
А КАК НАСЧЕТ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СОВМЕСТИМОСТИ?
Вполне возможно, что неформальным лидером в этой тройке будет третий член экипажа - 42-летний бортинженер Сергей Крикалев. Он хорошо известен и в США, и в России. Четырежды был в космосе, в том числе два раза летал на американских кораблях серии "Шаттл". На "Мире" отработал в общей сложности 463 суток, то есть год с четвертью. Когда подошел к концу срок его второй пятимесячной экспедиции, Сергея неожиданно (из-за новых обстоятельств) попросили остаться еще на пять месяцев. А он очень устал и уже настроился на скорую встречу с семьей. Но, конечно, не отказался и продолжал нести вахту еще без малого полгода. Улетал Крикалев из Советского Союза в мае 1991-го, а вернулся в новую Россию в марте 1992-го. За августовским путчем следил с околоземной орбиты. Между прочим, он - один из немногих наших граждан, являющихся одновременно и Героем Советского Союза (за полет в 1988-м), и Героем России (за полет в 1991-1992 гг.).
А затем у него начались "американские" полеты. Каждый раз перед тем, как отправиться в орбитальный рейс на "Шаттле", Сергей проходил длительную подготовку в Центре имени Джонсона (NASA ). Научился работать с манипулятором, предназначенным для захвата свободно летящего спутника, и получил соответствующий сертификат. Освоил американский скафандр для выхода за пределы корабля. В декабре 98-го Крикалев вместе с астронавтами отправился на американском "челноке" "Индевор" в первый пилотируемый полет по программе сборки Международной космической станции. Именно тогда с помощью огромной руки-манипулятора была произведена стыковка "Зари" и узлового модуля "Юнити". После этого астронавты и космонавт впервые открыли люки новой станции.
Все делать хорошо - это его кредо. С отличием окончил Ленинградский механический институт. Удивил американцев, когда во время полета на "Дискавери" починил забарахливший прибор, к которому прежде не имел отношения. У Крикалева - независимый характер и развитое чувство собственного достоинства. Говорит то, что думает, и это, между прочим, далеко не всегда нравится начальству.
Не помешает ли слаженной работе то, что в экипаже собрались такие "твердые орешки"? Гарантируют ли специалисты-медики психологическую совместимость Шеппарда, Гидзенко и Крикалева? Не очень простой вопрос. Во время совместных наземных тренировок никаких конфликтов среди членов экипажа не возникало. Но хватит ли выдержки, умения сдерживать свои эмоции в течение длительного полета, находясь в небольшом замкнутом пространстве, как говорится, нос к носу - изо дня в день, из недели в неделю, из месяца в месяц, когда даже самый близкий друг начинает вызывать раздражение? Хотелось бы надеяться, что именно так и будет. Кстати, во время эксперимента в Институте медико-биологических проблем, когда в земных условиях имитировался полет на МКС, произошли серьезные инциденты в экипаже. Во-первых, два испытателя всерьез подрались, а во-вторых, канадская испытательница расценила шутку российского коллеги как сексуальное домогательство. Психологи отмечали повышенную раздражительность испытателей, их излишнюю эмоциональность ... Посмотрим, какой психологический климат сложится на реальной международной станции. Там нужно будет соблюдать определенные писаные правила. Недавно утвержден специальный "Кодекс поведения членов экипажей на МКС".
* * *
Эта экспедиция рассчитана на 117 суток. Необходимо привести станцию в рабочее состояние, осуществить монтажные операции, разместить по отсекам многие тонны грузов, которые будут доставлены с Земли. Предстоит также реализовать программу медико-биологических исследований и технических экспериментов. В январе следующего года "Шаттл" доставит на МКС еще один американский модуль - лабораторный. Словом, скучать не придется.
А пока "Союз ТМ-31" спешит к МКС. После выведения корабля на орбиту ЦУП в течение десяти минут не мог установить устойчивую связь с экипажем. "Ураны, ответьте ЦУПу", - вновь и вновь повторял оператор. Лишь однажды откликнулся Гидзенко по резервному каналу связи. Так и ушел корабль из зоны радиовидимости. Но через час, когда "Союз" вышел из радиотени, связь была восстановлена.
Стыковка состоится завтра в 12 часов 20 минут.