10 декабря 2016г.
МОСКВА 
-5...-7°C
ПРОБКИ
3
БАЛЛА
КУРСЫ   $ 63.30   € 67.21
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

ЭХ, РЕБЯТА, ВСЕ НЕ ТАК... ВСЕ НЕ ТАК, РЕБЯТА!

Николаев Евгений
Опубликовано 01:01 01 Ноября 2000г.
Уже почти месяц вся заинтересованная общественность наблюдает за битвой двух колоссов. Производители металла резко выступают против повышения стоимости грузовых перевозок. Железнодорожники, в свою очередь, не менее упорно отстаивают свою позицию по этому вопросу. Каждая сторона выдвигает веские аргументы. Однако так ли уж разнятся их интересы? Чтобы разобраться в этом достаточно сложном вопросе, необходимо понять, что же происходитна самом деле.

С одной стороны, в структуре железнодорожных перевозок продукция горно-металлургического комплекса занимает около 70 процентов. Альтернативных заказчиков подобного масштаба, надо признать, у МПС нет. Кроме того, железнодорожники закупают у российских производителей ежегодно около миллиона тонн металлопроката, включая рельсы. С другой стороны, поставка всего сырья на металлургические заводы и сбыт готовой продукции обеспечиваются предприятиями железнодорожного транспорта. Таким образом, участники спора являются крупнейшими, жизненно необходимыми партнерами друг для друга. Отсюда вытекает, что они просто не могут не иметь общего интереса. Думается, он очевиден: максимальная выгода при минимальных затратах. Какова же схема ее получения?
В первую очередь за счет увеличения экспорта. Наращивание объемов экспортных поставок сыграло положительную роль и спасло металлургов во время экономического кризиса в России в середине 90-х годов. Однако сегодня, в условиях роста внутреннего спроса на металлургическую продукцию, экспорт становится не панацеей, а ядом для российской промышленности. При существенном росте физического объема экспорта стоимость экспортируемой продукции в 1999 г. по сравнению с 1998 г. снизилась на 12,3 процента и составила 13,6 млрд. долларов США. Основная причина - изменение структуры экспортируемой продукции в сторону увеличения доли наиболее дешевых ее видов и уменьшения доли продукции с высокой степенью технологической готовности, которая является более дорогой. Такое изменение в структуре экспортной продукции свидетельствует о том, что в нашей стране происходят экологически наиболее вредные процессы производства металла. Мы используем массу сырья и портим природу ради того, чтобы отдать металл на обработку за рубеж. При этом цены российских производителей значительно ниже средних цен мирового рынка. Это не только делает нашу страну фактически сырьевым придатком всего остального мира, но и, соответственно, негативно сказывается на престиже России на внешних рынках, что приводит к торговым ограничениям против российских поставщиков и антидемпинговым расследованиям.
Кроме того, отправляя более 60 процентов металлопродукции за рубеж, металлурги не только способствуют снижению мировых цен, но и обнажают внутренний рынок, ограничивают возможности развития других отраслей промышленности. Искусственно созданный дефицит позволяет сбывать на внутреннем рынке продукцию второго сорта, зачастую просто брак. При этом постоянно цены повышаются опережающими темпами: если в декабре 1999 г. по сравнению с декабрем 1998 г. цены на всю промышленную продукцию выросли на 67,3 процента, в топливно-энергетическом комплексе - на 75,1 процента, то прирост цен в черной металлургии составил 89 процентов. В первом квартале 2000 года эта тенденция сохранилась: рост цен на промышленную продукцию в целом по России составил 10,7 процента, повышение цен в черной металлургии -14,1 процента.
Вы спросите, а при чем здесь железнодорожники? Ответ прост. Проводить описанную выше сбытовую политику производители металлопроката смогут, только договорившись с перевозчиком о низких ставках экспортных тарифов. МПС предоставило им такую возможность в виде огромных, до 50 процентов, скидок на экспортные перевозки (полный тариф с Уральского региона до портов Дальнего Востока - 87 долларов, льготная ставка для металлургов - 41 доллар). При этом железнодорожники при каждом удобном случае критикуют действия Министерства по антимонопольной политике, ограничивающего их аппетиты в сфере повышения тарифов.
Такое поведение экономических гигантов не вскрывает существа дела. Шумная кампания, проводимая в СМИ, призвана, на наш взгляд, только отвлечь внимание общества от глубинных процессов, происходящих в нашей промышленности и экономике, вымывания из страны дешевого сырья и полуфабрикатов и превращения ее в свалку промышленных отходов.
А по поводу тарифов пошумят и успокоятся. Любой экономист понимает, что дешевая продукция чувствительна к транспортным затратам. Решение проблемы не в том, выше или ниже должны быть тарифы на грузовые перевозки, а в том, какая продукция и куда перевозится. По данным независимых экспертов, в среднесрочной перспективе реструктурирование российской черной металлургии должно быть ориентировано на уровень внутреннего спроса в 20-25 млн. тонн и на уровень устойчивого экспорта в 10 млн. тонн. Вывод напрашивается сам собой: экспортироваться должна только высокотехнологичная продукция. Тогда вопрос о тарифах попросту отпадет.
К сожалению, пока правительство не обозначило свою позицию. И законодательная, и исполнительная власти должны поставить во главу угла интересы отечественного товаропроизводителя и собственно государства. Пора наконец сократить неоправданный экспорт. Необходимо заставить господ руководителей металлургических предприятий направлять свою прибыль не на закупку фешенебельных особняков, а на развитие и совершенствование собственного производства - перестать катать заготовку на рельсобалочных станах, усилить сбытовую маркетинговую политику, использовать ее для завоевания позиций на рынке металлопродукции 3-го и 4-го передела.
До той поры, пока металлопромышленники не поймут необходимости таких шагов, правительству следовало бы использовать все имеющиеся в арсенале инструменты - вплоть до увеличения экспортных тарифов до уровня, при котором вывозить полуфабрикаты из страны будет делом невыгодным. Пора сделать тарифную политику такой, чтобы металлурги сами повернулись лицом к российскому потребителю. Пока же этого не произойдет, мы, по всей видимости, будем вынуждены наблюдать за "информационной войной" МПС и металлургов, в очередной раз безнадежно пытаясь понять, кто же из них прав.


Loading...



В ГД внесли законопроект о декриминализации побоев родственников