06 декабря 2016г.
МОСКВА 
-11...-13°C
ПРОБКИ
6
БАЛЛОВ
КУРСЫ   $ 63.87   € 68.69
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

СПРОСИМ У МЕНДЕЛЕЕВА

Реформатский Игорь
Опубликовано 01:01 01 Ноября 2001г.
Будучи потомственным химиком, я сызмальства привык обращаться за мудрым советом к патриарху отечественной химии, человеку огромной эрудиции, посвятившему многие годы своей жизни обучению молодежи, профессору Дмитрию Менделееву. На этот раз я искал в трудах Дмитрия Ивановича ответы на насущные, волнующие нас сегодня вопросы о народном образовании в России. Послушаем нашего великого соотечественника.

Что такое образование и в чем его значение?
Образование есть благоприобретенный капитал, отвечающий затрате времени и труда и накоплению людской мудрости и опытности. Школа составляет громадную силу, определяющую быт и судьбу народов и государств, смотря по основным предметам и принципам, вложенным в систему школьного образования, особенно среднего. Основное направление русского образования должно быть жизненным и реальным.
По отношению к России... Сама очевидность действительности говорит за то, что состояние просвещения и промышленности определяет и ближайшее и отдаленное ее будущее, требует первого общенародного и правительственного внимания, составляет настоятельнейшие надобности. Государственная Дума с них должна начинать, и только тогда она покажет разум народа, его голос выразит.
Нужны ли переводные и выпускные экзамены?
Современный порядок переводных и окончательных экзаменов по величине отметок или баллов, по моему мнению, должен быть заменен простым приговором совета учителей. Поводом к изменению служит особенно то обстоятельство, что устный или даже письменный ответ на экзамене ведет к преобладанию слова над делом или умением обращаться с действительностью и всегда неизбежно сопряжен с кучею случайностей, начиная от болезни, конфузливости, заикания и т.п. Экзамены притом отнимают очень много времени, как от учителей и учеников, так и от успешного или внимательного прохождения курсов... Мне кажется несомненным, что уничтожение классных отметок подаст добрый почин к уменьшению формализма, губящего в России много живого и талантливого. Вот если о подготовке должно судить лицам, не знающим учеников, тогда, конечно, экзамены и им отвечающие баллы уничтожать нельзя, но в обычной обстановке учебного дела можно обойтись без этих пережитков старого времени. Отмена экзаменов должна дать по крайней мере две прямые и важные выгоды в деле обучения в средних учебных заведениях: сокращение срока учения и спокойствие отдыха учеников и учителей.
В каком возрасте следует начинать обучение детей и каким предметам надо обучать в первую очередь?
Нормальным возрастом для среднего образования должно считать период от 10 до 16 лет. Ранее десяти лет неизбежно должно идти первоначальное обучение грамоте, счету, первым правилам жизни, без которых нельзя приступить к среднему образованию, оттого и носящему свое название, что ему предшествует начальное образование. Продолжать общее среднее образование далее 16, по моему мнению, совершенно излишне. Один из крупнейших недостатков современного у нас среднего образования состоит именно в том, что оно напрасно затягивается. Успеть же к 16 годам пройти все то, что в норме необходимо для общего среднего образования очевидно, возможно, если из общих курсов гимназий изъять латынь и не тратить сил и времени на переводные экзамены. Главная задача среднего образования состоит в личном развитии учеников, в росте сознательного их отношения к окружающему и в развитии личных свойств: наблюдательности, внимания, обсуждения и трудолюбия. Достигать этого с древних времен полагали проще и легче всего при помощи изучения слова, потому что оно дано каждому и составляет в глаза бросающееся первое отличие людей от других творений. Слово само по себе, как число, есть абстракт, отвлечение от мелочи окружающего, и в образовательном отношении изучение языка по своему влиянию на развитие сознательности имеет такое же значение, как математика. Поэтому изучение русского языка и математики неизбежно положить в основу нашего среднего образования для того, чтобы оно дало полезных, сознательных членов сложной современной общественной жизни. Естествознание, физика, география, история, понятие о государственных законах составляют тот второй ряд основных предметов общего среднего образования, который развивает личную сознательность в отношении к действительной обстановке и составляет элементарную подготовку к возможности получения высшего или специального образования. К двум указанным разрядам предметов в среднем образовании необходимо (разъяснение мне кажется излишним) присовокупить ряд таких предметов, как рисование и черчение, один из иностранных языков и ручной труд, чтобы получить программу общего среднего образования, удовлетворяющего современным потребностям и могущего быть пройденным в шестилетний срок. Сверх того (за особую плату) для желающих 2-3 урока в неделю латинского или английского, или второго иностранного языка.
В начальном и среднем образовании должно преследовать преимущественно развитие личное, а в высшем образовании - общественное и государственное.
Образование должно быть платным или бесплатным?
Стремиться к бесплатному обучению всех детей должно всемерно, но путь к этому один: надо сперва увеличивать условия накопления достатка в народе. Чтобы - без особых налогов - стремились учиться и могли это выполнить и постепенно подготавливать хороших учителей для элементарных или народных школ.
Каковы должны быть требования, предъявляемые к учителям, и как должна быть организована их подготовка?
Не подлежит сомнению, что действительная польза среднего образования для всей жизни и прохождения высших учебных заведений весьма сильно зависит от качества учителей, т.е. от их влияния на учеников, а не от одного качества предметов и не от числа учебных часов. Вполне убежден в том, что из безысходной на вид дилеммы образованности (для накопления богатств нужно образование, а для образования нужны накопленные средства), выход возможен - особенно для страны природно богатой - только со стороны накопления богатств и подготовки учителей, а прямо браться за всеобщее образование, не имея ни денежных средств, ни учителей, просто неразумно.
В высшем училище наставников нормальный курс должен быть пятилетним, и в течение его учащиеся должны получить практические уроки по преподаванию соответствующих предметов. Мне кажется необходимым по истечении первого, подготовительного периода проведение особых испытаний, так сказать, для сортировки поступивших и для удаления тех из них, которые малопригодны к выполнению задач, возлагаемых на учителей средних учебных заведений. И я полагаю, что от лиц, выдержавших это первое испытание, т.е. при поступлении на второй курс, должно требовать отдельной личной расписки в готовности служить по назначению не менее 8 лет за все то, что доставит Высший педагогический институт своим слушателям в остальные 4 года.
По моему мнению, все высшее образование должно быть возложено на попечение центрального правительства, а начальное, т.е. общенародное и начально-профессиональное, должно быть в руках местных земств и городов. Центральное управление всем просвещением, или Министерство народного просвещения, прежде и более всего должно, по моему мнению, заботиться о двух или трех сторонах дела, а именно об усовершенствовании уставов всяких учебных заведений, о профессорах и учителях, обучающих юношество, и об усовершенствовании учебников и книг для начального чтения, особенно для начальных и средних учебных заведений.
Какова должна быть оплата учительского труда?
Современное вознаграждение учителям средних учебных заведений определяется от 40 до 70 руб. (в ценах начала XX века. - И.Р.) за годовой урок в каждую неделю, а потому учителю приходится набирать по 4-5 уроков в день, чтобы прожить сколько-нибудь сносно с семьей. Не думаю, однако, что простым увеличением окладов жалованья можно сколько-нибудь улучшить все дело просвещения, зная, что любовь к делу может сделать мягким и черствый хлеб, а потому хочу сказать прежде и громче всего, что в заботах о просвещении народа необходимо образовать большой запас учителей, любящих свое дело. Жалованье учителям необходимо с самого начала дать примерно за двенадцать недельных уроков - от 900 до 1200 руб. в год, а с годами, как это уже и водится, увеличивать его прибавками через каждые 3-5 лет на 10-20 процентов. Размер прибавки, по моему мнению, должен определяться ходатайством совета учителей, в котором для этой цели (а отчасти и для других) должны быть представители от местного общества в виде депутатов от земства или от родителей, смотря по решению главного местного управления.
* * *
Ответы взяты из работ Д.И. Менделеева "Заветные мысли" (СПб, 1905, изд. "Мысль", М., 1995), "К познанию России" (изд. А.С. Суворина, СПб, 1906), "Заметки о народном просвещении России Д. Менделеева. 1901".


Loading...



В ГД внесли законопроект о декриминализации побоев родственников