ЗНАНИЯ В КРЕДИТ

С дискуссиями покончено - правительство Российской Федерации утвердило концепцию модернизации

С дискуссиями покончено - правительство Российской Федерации утвердило концепцию модернизации образования. На историческом заседании кабинета министров 25 октября новый документ благословили и Михаил Касьянов, и Михаил Швыдкой, и Александр Починок. Хотел было проявить прижимистость Алексей Кудрин, но его все же убедили дать школе на ближайшие несколько лет еще 100 миллиардов рублей дополнительно. Как известно, в бюджете будущего года на образование уже выделено 380 миллиардов рублей. Ни у кого из министров не поднялась рука посягнуть на давно обещанное повышение учительских зарплат: с 1 декабря нынешнего года оно составит в среднем от 60 до 120 процентов. Впрочем, если учесть, что сегодня школьные ставки колеблются между 364 руб. 32 коп. и 859 руб. 32 коп., то вряд ли даже двукратное их увеличение сделает жизнь учителей действительно материально обеспеченной. Многие уже сейчас высказывают недовольство: начинающие педагоги начиная с декабря будут получать в 3 раза больше, а самые опытные, у которых 14-й или 15-й разряд, - всего лишь в 1,3 раза. Директорам школ и ректорам вузов вообще не светит никакого повышения зарплаты.
Итак, наше образование ожидает модернизация. Радикальной его реформы, которая означала бы скоропалительную подгонку под современные мировые стандарты, не будет. Авторы концепции прислушались к мнениям представителей Союза ректоров, а также Российской академии наук и в качестве основных принципов, на которые и впредь будет опираться отечественная средняя и высшая школа, провозгласили фундаментальность и системность. В то же время наше образование остается открытым для серьезных инновационных процессов. Вариативность обучения не только сохраняется, но и приветствуется.
Общество не перестает волновать вопрос: будет ли введено платное обучение? После утверждения концепции модернизации образования здесь наконец наступила полная ясность. Государственная средняя общеобразовательная школа остается доступной для всех, то есть бесплатной. А вот для высших учебных заведений предстоит разработать механизм оплаты обучения. Министр здравоохранения Юрий Шевченко сокрушался по поводу того, что 40 процентов выпускников военно-медицинских академий (как известно, славящихся отличным и, что немаловажно, бесплатным образованием) не идут работать в армию. Зачем в таком случае государство тратило на них огромные деньги? Ему вторил министр культуры Михаил Швыдкой: окончив консерватории, театральные академии, балетные училища, талантливая российская молодежь устремляется за рубеж. Не разумнее ли в такой ситуации ввести систему образовательных кредитов? Государство предоставляет их поступившим в вузы молодым людям. Если, получив диплом, выпускник остался работать на благо России, кредит ему прощается. А если решил махнуть за славой и большими деньгами на Запад - будь любезен, заплати долг родному Отечеству. Так же, кстати, можно построить отношения и с выпускниками педагогических вузов: едешь в деревенскую школу - кредит можешь не возвращать. Предпочитаешь устроиться на фирму по далекой от педагогики специальности - выкладывай назад государственные денежки. В таком случае со студентом уже в первый год обучения должен быть заключен соответствующий договор-контракт.
Сейчас в платном высшем образовании отсутствует четкая система. Можно поступить в престижный университет, не имея за душой никаких знаний - только благодаря родительскому кошельку. Нет уже никаких сомнений в том, что платное образование нужно как можно скорее упорядочить.
Лишь одно концептуальное предложение не стал даже рассматривать кабинет министров. Речь идет об отсрочке от призыва в армию выпускников педагогических вузов, идущих работать в городские школы. Видимо, Министерство обороны для такого решения еще не созрело.