06 декабря 2016г.
МОСКВА 
-9...-11°C
ПРОБКИ
6
БАЛЛОВ
КУРСЫ   $ 63.87   € 68.69
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

АХ, КАКАЯ ДРАМА - "ПИКОВАЯ ДАМА"

Звенигородская Наталия
Статья «АХ, КАКАЯ ДРАМА - "ПИКОВАЯ ДАМА"»
из номера 203 за 01 Ноября 2001г.
Опубликовано 01:01 01 Ноября 2001г.
Мировая премьера нового балета Ролана Пети - событие знаменательное. Давно уже никто из зарубежных хореографов первого ряда не сочинял специально для Большого театра. Однако постановка вызвала далеко не только восторги. Сегодня мы публикуем контрастные мнения о новой работе Большого двух критиков - балетного и музыкального.

Спектакль по повести А.С. Пушкина "Пиковая дама" поставил знаменитый французский хореограф Ролан Пети. "Я предлагаю вам свою "Пиковую даму", - предварил он премьеру балета. - Она напоминает мне корриду, во время которой погибают оба - и бык, и тореадор".
Музыка одноименной оперы подобному замыслу не отвечала, а потому Пети обратился к другому произведению П.И. Чайковского - Шестой симфонии.
Бык и тореадор, они же Германн и Графиня (или наоборот) - Николай Цискаридзе и Илзе Лиепа. Что до Лизы, то ее роль, пользуясь языком математики, выродилась в точку. Она нужна лишь, чтобы алчному Германну вовремя был передан вожделенный ключ от спальни. Партия Германна хореографически выстроена добротно, но банально, а драматургически не прорисована.
Совсем иное - Графиня. Пети необходима была именно Илзе, ее царственный жест, холодная величавость, графичность тонких, длинных пальцев и нервных запястий. Но он не ограничился эксплуатацией фактуры, услужливо предоставленной в его распоряжение самой природой, а создал образ, совершенный в слиянии внешнего и внутреннего.
Перед нами женщина эпохи модерна: удлиненные линии, свивающиеся прихотливо, но не смазывая, а подчеркивая дурманящую чистоту рисунка... Вот Графиня заметила Германна в своей спальне. Увидев его, затрепетала было совсем по-женски. И тут же едва уловимый, мерцающий переход к отталкивающей старушечьей дрожи. Вся ее партия - на грани. В ней неизбывная двойственность: от "модерновых" женщин Климта или Бердслея до одряхлевших экспрессионистских старух. Графиня Илзе Лиепы - несомненная удача танцовщицы, постановщика и всего театра.
Если премьера "Пиковой дамы" в Большом стала мировой, то предваряла ее в первом отделении вечера "Пассакалья", поставленная Пети в 1994 году для Парижской оперы и перенесенная теперь на московскую сцену. Всемирно признанный мастер сюжетного балета, Пети играючи оперирует также и абстрактными формами. Совершенство музыки Антона Веберна (Пять пьес для струнного оркестра, oпус 5; "Пассакалья", oпус 1) хореограф передает через геометрические построения чередующихся соло, дуэтов, трио, тутти, конструируя для них своеобразный неоклассический язык. В неожиданном качестве явилась солировавшая в этом балете Светлана Лунькина: суховатая, заостренная линия, отчетливый рисунок... А главное - балерина по-настоящему осознает то, что делает. Ее партнер Ян Годовский и остальные двенадцать танцовщиков выполняли сложные задачи, как говорится, в меру сил.


Loading...



В ГД внесли законопроект о декриминализации побоев родственников