10 декабря 2016г.
МОСКВА 
-7...-9°C
ПРОБКИ
3
БАЛЛА
КУРСЫ   $ 63.30   € 67.21
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

МАШИНИСТ МЕТРО

ПОД МЕХИКО С ЮГА НА СЕВЕР

Уже более 20 лет Хуан Мануэль Лойоса водит поезда в

ПОД МЕХИКО С ЮГА НА СЕВЕР

Уже более 20 лет Хуан Мануэль Лойоса водит поезда в подземке мексиканской столицы. На работу в столичный метрополитен он пришел в 30 лет. После окончания трехмесячных курсов, где готовят машинистов метропоезда и для учебы на которых необходимо пройти медицинскую комиссию, Хуан Мануэль был допущен к управлению поездом. Причем сразу же попал на самую глубокую ветку N 7, которая пересекает город с юга на север.
- Почему пришел на работу в метро? - переспрашивает он меня. - Прежде всего потому, что здесь сотрудникам предоставлены социальные льготы, самая существенная из которых - бесплатное медицинское обслуживание для меня и членов семьи.
Семья у Хуана Мануэля большая: жена, две дочери, и обе замужем. Одна уже подарила ему внука. Дочери с мужьями живут в доме Хуана, который он купил в кредит четырнадцать лет назад за 30 тысяч долларов. Выплачивать кредит ему предстоит еще в течение двух лет. Дом небольшой: состоит из двух спален на втором этаже, кухни и столовой на первом. Общая площадь - чуть более 100 квадратных метров.
Дочери со своими семьями занимают спальни. Сам же глава семейства с женой спит в столовой. "В тесноте, да не в обиде", - улыбается он. Есть в семействе Хуана и железный конь... Потрепанному мини-вэну "Крайслер-вояжер", который глава семьи приобрел несколько лет назад за 4 тысячи долларов, уже перевалило за 12 лет. Он используется для поездок за город в выходные дни.
Рабочая смена "кондуктора" - так в Мексике называют машинистов метропоездов - семь часов. Однако, как правило, большинство из них работает по 11, а то и по 14 часов. "Те шесть тысяч песо (примерно 580 долларов США) в месяц, которые мы получаем, - говорит Хуан, - не позволяют даже сводить концы с концами, поэтому приходится оставаться после смены и работать в часы экстра. Но если бы они оплачивались вовремя. Администрация оплачивает их спустя два-три месяца.
Интересуюсь, почему мой собеседник не в униформе, и привожу в пример машинистов московской подземки.
- Как таковой униформы у нас нет. Условно мы должны выходить на работу в костюмах и в белой сорочке с галстуком. Но условия работы такие, что к концу смены сорочка из-за духоты и пыли превращается из белой в серую, а костюм становится таким, что его химчистка не очистит.
Действительно, в мексиканской подземке жарко и душно, кондиционеров нет. В маленькой кабинке машиниста нет даже вентилятора. Из-за того, что все поезда метро оснащены резиновыми колесами (чтобы меньше производить шума), которые в ходе эксплуатации постепенно стираются, в тоннелях подземки стоит пыльное марево с резиновым запахом. Может быть, с учетом этого мексиканским "кондукторам" метро раз в год выдается по три костюма, по шесть рубашек и пять галстуков, а также по три пары туфель.
Еще одна составляющая социального пакета работников мексиканского метрополитена - ежегодная выплата 600 песо (57 долларов) тем, у кого дети обучаются в школе или в государственном вузе. "Это капля в море расходов на учебу детей, - сетует Хуан Мануэль. - Поэтому нашим детям о поступлении в платные учебные заведения и мечтать не приходится".
Правда, все работники мексиканской подземки имеют право на бесплатный проезд в метро. Однако с учетом того, что проезд в местном метро стоит два песо (около 5 российских рублей), это не бог весть какие расходы. При этом в других видах общественного транспорта им приходится платить за проезд (автобус стоит 3 песо).
- А как насчет отпуска? - спрашиваю своего собеседника.
- Отпуск мы имеем два раза в год по 12 дней. Отдыхаем по принципу "кто как может". Правда, администрация метрополитена уже несколько лет ведет разговоры о необходимости строительства хотя бы одного подобного центра для работников метро, где можно было бы отдыхать с семьями по льготным расценкам. Но пока все ограничивается обещаниями.
На пенсию "кондукторы" выходят после 60 лет с пенсионными в размере 70 процентов от заработной платы. Однако покидать машинисты пыльные тоннели мексиканской подземки, если здоровье позволяет, не торопятся. Оно и понятно - грустная получается перспектива.
Хуан Мануэль - подземный "кондуктор"
Возраст 51 лет
Стаж работыв метрополитене 20 лет
Зарплата с премиямии надбавками $ 580
Отпуск 24 дня
КОМНАТА ОТДЫХА - В ТОННЕЛЕ
Сорокалетний Георгий Шванберг на петербургском метрополитене считается ветераном. Чего никак не скажешь, глядя на него - моложав, подтянут. А еще улыбчив и приветлив. Это оттого, говорит, что очень любит свою работу.
В небольшой кабине машиниста мы мчимся с ним в утренний час пик по подземным тоннелям. Георгий рассказывает, как пришел после службы в армии учиться на "водителя поездов", не забывая на станциях внимательно следить за входом-выходом из вагонов пассажиров, своевременно предупреждать их об отправлении и чтобы не забывали свои вещи.
- До сих пор помню, как чуть ли не в первый день моей самостоятельной работы одна дама вот также, в час пик, втиснувшись в последний вагон, оставила за дверью свою сумку, - говорит Шванберг. - Из кабины мне этого не было видно. Специальный датчик тоже молчал. При движении в туннеле сумку разорвало в клочья. Три месяца разбирались потом с жалобой этой дамы...
Более серьезных ЧП на работе у него за все годы работы, слава Богу, не было. Зато в избытке - были и есть - бессонные ночные вахты. Точнее, полуночные. Последний рейс у метропоезда завершается около часа ночи. Оставив состав в тоннеле, машинист по шпалам добирается обычно до ближайшей комнаты отдыха в закутке около станции. С тем, чтобы уже в 5 утра вновь занять свое место у пульта управления в кабине. В месяц таких вахт набегает не менее 7-8. За это, конечно, доплачивают. Но на семейных отношениях сказывается такой режим работы не лучшим образом.
Многие товарищи Шванберга женаты уже вторым, а то и третьим браком. Только из-за того, что жена, как правило, не хочет мириться с тем, что муж "пропадает на работе и днем, и ночью". Были схожие проблемы и у Георгия. Но сумели они с любимой женой Гульнарой сохранить семью, в которой подрастают две красавицы дочери.
Женат он, к слову, на подруге детства. Еще лет в 15 жили в соседних домах. Вскоре после службы в армии сыграли свадьбу. Дочерям Маше и Насте соответственно 16 и 14 лет. Живут все плюс мать жены в малогабаритной двухкомнатной квартире. Когда Вячеслав только пришел в метрополитен, была надежда на скорое получение собственного жилья. Здесь существовала своя очередь, что ни год сдавались дома, в том числе кооперативные. Но надежда сыграть новоселье умерла, увы, окончательно и бесповоротно в тяжелые 1990-е.
Теперь сам как хочешь, так и устраивайся. Если бы еще жена работала, теща не была пенсионеркой, может, и осилили бы новую квартиру где-нибудь в новостройках. Но год назад магазин, где работала Гульнара, закрыли - ей пришлось стать домохозяйкой. На летних каникулах старшеклассница Маша решила пополнить семейный бюджет - устроилась в ресторан официанткой. Заработанных денег едва хватило ей на новое платье...
Зато у них есть дача под Петербургом и автомобиль "Жигули". Ему уже 10 лет. Но Георгий свое авто любит, ухаживает за ним. Минувшим летом "жигуленок" их отблагодарил - свозил семью на Черное море, в Сочи. Ни разу за время пути не сломался.
Отпуск у машиниста хороший - 42 календарных дня. Это с учетом 14 дополнительных, полагающихся за вредность. При желании провести отпуск он может и в санаториях-профилакториях родного метрополитена. За путевку надо доплатить только 10 % ее стоимости. Из других льгот греет душу возможность уйти на пенсию в 55 лет. Для этого надо водить подземные поезда не менее 12,5 лет. То есть Георгий досрочную пенсию себе уже заработал.
В общем, на жизнь машинист Шванберг не жалуется. Смотрит вперед с оптимизмом. Тем более что впереди уже светит огоньками очередная станция и его "Кировско-Выборгской" линии.
Будьте внимательны, уважаемые пассажиры, входя и выходя из вагона, - дополняет он автоответчик. И замечая бегущую к вагону девушку, на пару - другую секунд задерживает отправление поезда. Подмигивает мне: "Ночью, наверное, на свидании была, проспала. Ничего, наверстаем в пути".
Георгий Шванберг, старший машинист электропоезда
Возраст 40 лет
Стаж работы в метрополитене 17 лет
Зарплата с премиями и надбавками в среднем 34 000 рублей
Отпуск 42 дня


Loading...



В ГД внесли законопроект о декриминализации побоев родственников