НИКИТА МИХАЛКОВ: "МНЕ ПРИХОДИЛОСЬ ПОСТУПАТЬСЯ СОВЕСТЬЮ"

Никита Михалков отметил свой 62-й день рождения. Накануне праздника Никита Сергеевич подписал знаменитое обращение к главе государства от имени всех представителей творческих профессий с предложением остаться на третий срок и слетал в уральский город Магнитогорск, где провел свой творческий вечер. "Очень люблю путешествовать по России", - признался именинник еще в самолете корреспонденту "Труда-7" .

"ПРОСТО НЕ ХОЧУБОЛТАТЬ О ПУСТОМ"
- Никита Сергеевич, вы говорили, что фильм "Утомленные солнцем-2", над которым вы трудитесь уже достаточно долго, для вас - самое главное. И вдруг в перерыве между съемками "Утомленных..." снимаете другую картину. Как это понимать?
- Я снимал и снимаю "Утомленных солнцем". Это картина многобюджетная, масштабная. Требует огромного количества времени. Это декорации, это войска - громадная подготовка. Картина "12" - иная история. Поймите, последние восемь лет своей жизни я не снимал кино, сделал творческий перерыв - не потому, что не мог снимать. Просто я не хочу болтать о пустом...
Проблема, поднятая в картине "12", сложная. Это то, о чем люди рассуждают на кухне. Об этом не говорят вслух. А мне хотелось, чтобы заговорили. Вообще надо общаться. Не копить какие-то обиды, которые будут гнить в нашем существе и где они вырвутся, каким гнойником прорастут, никто не знает. Нужно разговаривать, чтобы очищать душу. Для этого мы сняли фильм.
- ...Он, мне думается, взбудоражил больше мировую общественность на фестивале в Венеции, чем саму Россию...
- Я такой цели - будоражить западную общественность - себе не ставил. Я был убежден, что картина совершенно не для мирового сообщества. Она для России и про Россию. Ни о какой награде даже не думалось... Скажу честно: отправили фильм в Венецию просто для того, чтобы можно было впоследствии написать на афише, что картина является участником Венецианского фестиваля.
- Это, значит, пиар-ход был такой?
- Ну да. Награда - я сейчас не кривлю душой - стала полной неожиданностью. Но! Есть один момент. Та минута, когда после показа тебе на фестивале все аплодируют, очень обманчива. После титров любой картины зрители поворачиваются к автору ленты и хлопают. Ты думаешь: "Все! Взял Бога за бороду!" На самом деле это элементарное правило этикета. А вот удержать внимание и тишину во время показа - очень сложно. На московских показах в кинотеатрах - я точно об этом знаю - у зрителей несъеденным остается поп-корн в стаканчиках.
- Но вы же не будете отрицать, что любите получать награды?
- Если ты работаешь, предполагая что-то получить, - никогда ничего не получишь. Я никогда не работал ради наград. Получать - да, приятно. Но у меня есть какие-то другие мерила успеха и счастья. Когда я снимал фильм "Урга" (1991 год), я жил в степях Китая, Монголии. Кажется, тихая безветренная погода, а руку поднимешь - и можно потрогать ветер. Я трогал ветер! Вот оно, счастье.
Или снимали "12". А я ведь каждое утро устраиваю себе пробежку. И вот в очередной день бегу. И вдруг сам себя спрашиваю, на ходу так, не останавливаясь: "Никита, если честно. Вот тебе бы сказали: "Ты получишь "Золотого льва", получишь "Оскара", но за другую картину! Что бы стал снимать - другой фильм или "12"?" Однозначно себе ответил: "12"!
Если ты выговариваешься, пытаешься достучаться до зрителей, задавая им вопросы, на которые видишь ответ, и делаешь это искренне, - это счастье...Это к вопросу о наградах.
"У НИХ ПРОБЛЕМЫ РАЗМЕРОМ С НОГОТЬ"
- О чем картина "12"?
- О совести...
Смотрите, что сейчас показывает наш телеэкран? Я в последнее время смотрю "Фабрику звезд". Друзья! У участников нет ни одной книжки - ни на столе, ни на тумбочке у кровати. Их нет. "Фабриканты" рассуждают о славе, о жизни... У них проблемы размером с ноготь! "Как стать знаменитым?" А что они знают про страну, в которой живут? В шоу-бизнесе нет ничего плохого. Но нельзя ведь, чтобы в голове был один шоу-бизнес. Пусть будет и он, но не только он! Есть база, без которой нельзя ни жить, ни воспитывать детей. Ни воевать, ни строить.
- Что вы включаете в это понятие "база"?
- Мы же, россияне, - люди, живущие между Востоком и Западом. То есть можем пользоваться умом и опытом Запада и мудростью Востока. Вот на Востоке, к примеру, говорят: "Если ты терпеливо сидишь на крыльце своего дома, твоего врага пронесут мимо". Понимаете?
- ...
- А в чем база? Знаете, к моему юбилею - два года назад я отмечал шестидесятилетие - мои коллеги из Фонда культуры собрали все мои интервью разным изданиям за сорок лет. В подшивке оказались газеты типа "Серпуховской пионер", "Камчатский рабочий"... Я с ужасом стал листать эту стопку. Думаю: "Боже, сейчас найду нечто такое..." Не нашел. И сейчас, по прошествии многих лет, я не отказываюсь ни от одного своего слова. Это огромное счастье. Я всегда старался делать то, о чем думал. И говорить открыто - насколько было возможным. Я не вступал в партию. Поэтому мне не пришлось сжигать партийный билет. Но если бы я вступил в партию, я бы не сжигал свой билет. Потому что это наша история, наша жизнь. Мне кажется бессмысленным для человека отказываться от собственного прошлого.
- И вы ни разу в жизни не пошли против собственной совести?
- Не очень корректный вопрос. Что такое совесть? Ты поступился совестью - и из-за этого расстреляли твоего товарища? Слава Богу, не случалось такого в моей жизни. Где граница совести? Человек нашел кошелек и вернул деньги владельцу? Тут очень тонкие материи. Наверняка, конечно, мне приходилось поступаться совестью. Может быть, совершал поступки, из-за которых другим людям было плохо. Возможно, обижал женщин... Испытываю ли я по этому поводу угрызения? Если узнаю, что незаслуженно кого-то обидел, - буду испытывать.
Расскажу сейчас такую историю. В 1972 году меня забирали в армию. И я сказал девушке, с которой у меня были отношения, что не могу строить с ней свое будущее: не хочу, чтобы моя карьера была связана с ее высокопоставленным папой. У нее отец был шишка. Точнее, я не сказал - написал. А письмо отдал лифтерше, милой тете Даше, которая передала записку отцу моей пассии. И меня отправили в армию. Причем расписали не в кавалерийский полк, где служили актеры, а в стройбат на Камчатку.
Перед отправлением мы несколько недель жили в части, наслаждаясь последними деньками свободной жизни. Вместе с нами свободе радовалось и наше прямое военное начальство: делать было нечего, и они пили. КПП - забор - рота. Командиры все пьяные совершенно. И в какой-то день я захожу в туалет. Вдруг смотрю: в писсуаре лежит... документ с моей фотографией! Я достаю бумагу. Она оказывается моим свидетельством о призыве на военную службу. Командир потерял! А мне - 26 лет. Через полгода исполняется 27... и все - призывной возраст закончен! И я стою и думаю: вот сейчас порвать бумагу - будет одна жизнь. Поступить иначе - другая. А мне моя мама не уставала в свое время повторять: "Никогда не бери то, что в руки без всякого труда катится. Подумай, сколько бы человек от этого не отказались. И если больше пяти - откажись". А тут - какое больше пяти?! Десять! Я один в этом туалете! Полупустая часть - никто ничего не заметит, не узнает... И я понимаю, что это испытание. "Что ты, Никита, стоишь?" - сказал сам себе. И вышел. Подсунул документ в портфель командира. И ушел в армию. И могу сказать: лучшие годы в своей жизни я провел там, на Камчатке!
МОЙ ОТЕЦ ГОВОРИТ ПО ЭТОМУ ПОВОДУ: "ЛУЧШЕ ПУСТЬ ЗАВИДУЮТ, ЧЕМ СОЧУВСТВУЮТ"
- Никита Сергеевич, вас сейчас довольно часто ругают...
- За последние десять лет не прошло дня, чтобы меня кто-нибудь не лягнул. Я как-то спросил своего духовного наставника в церкви, куда хожу: "Батюшка, ну скажи, что мне делать?" И он ответил: "Никита. Это демоны дерзости. Чем больше клевещут, тем чище душа". На этом я и успокоился.
- Но все же вас легко ранить словом?
- Ох какой я ранимый... Шучу. Не знаю. Я не хотел бы быть ранимым. Мой отец замечательно говорит по этому поводу: "Лучше пусть завидуют, чем сочувствуют".
- А что вас может по-настоящему разозлить?
- Ложь. И несостоятельность - когда человек за что-либо берется и не доводит дело до конца.
- Михалков-актер всегда устраивает Михалкова-режиссера?
- Нет. Но Михалков-режиссер не дает Михалкову-актеру успокоиться до тех пор, пока тот не сыграет так, как нужно.
P.S. Выражаем благодарность Леониду Роберману, директору агентства "Арт-Партнер Синема" за помощь в организации интервью.
БЛИЦ С НИКИТОЙ МИХАЛКОВЫМ
- Что является для вас источником духовной силы?
- Православная вера.
- Знаете ли вы свое предназначение, следуете ли ему?
- Не знаю. Но следую.
- Какими качествами должен обладать актер, чтобы сняться у вас в картине?
- Чувством юмора. Хотя... в таком случае Евгений Петросян должен дневать и ночевать у меня на площадке?!
- Кто для вас главный учитель по жизни?
- Моя мама.
- Фильм "12" номинирован на кинопремию "Оскар". Что может помешать картине получить эту награду?
- Помешать может все. Помочь ничего не может. Но разве в победах заключается счастье?
БАЙКИ ОТ НИКИТЫ МИХАЛКОВА
"Раньше я часто выезжал в регионы нашей замечательной страны с творческими выступлениями. Я обожал ездить на эти встречи со зрителями и еще больше любил говорить. И вот помню: зима, выступаю в небольшом сельском клубе. Стою на сцене и... "ля-ля-ля-ля". Рассказываю. Люди сначала внимательно слушали. Потом - ну слишком я что-то "развыступался" - кто-то позевывать начал, кто-то задремал. И мальчик лет шести сидит в первом ряду, закутанный весь с головы до ног. Смотрит на меня во все глаза, кажется, даже не мигает. И я постепенно перешел на разговор прямо с этим мальчишкой. Говорю-говорю-говорю... рассказываю. Наконец спрашиваю: "Ну что, дорогие зрители. Вопросы будут?" И этот малыш руку тянет. Встает в своих огромных валенках... "Дяденька... а кино скоро будет?" ...Вот такая история".