Новая «труба» Заполярья

Ольга Щербакова, спецкор «Труда»
13:23 01 Ноября 2011г.
Опубликовано 13:23 01 Ноября 2011г.
Корреспондент «Труда» стал свидетелем запуска стратегически важного нефтепровода, построенного в рекордно короткие сроки

Нажата кнопка — и на большом экране вспыхивает зеленым цветом условный знак, обозначающий запуск.«Нефтепровод Пурпе — Самотлор в работе! Параметры работы соответствуют нормативным», — докладывает оператор нефтеперекачивающей станции «Вынгапур» министру энергетики РФ Сергею Шматко и президенту ОАО «АК Транснефть» Николаю Токареву. Свидетелем запуска этого стратегически важного нефтепровода, построенного в рекордно короткие сроки, стал корреспондент «Труда».

Начало новой трубопроводной магистрали — нефтеперекачивающая станция (НПС) «Пурпе». Конечный пункт — площадка приема и смешивания нефти на НПС «Самотлор». На карте — ниточка трубопровода длиной не больше сантиметра. Мы находимся посередине — на промежуточной перекачивающей станции «Вын-гапур». Именно с началом ее работы нефтепровод сможет выйти на полную производительность — 25 млн. тонн нефти в год. Причем это удалось сделать на полгода раньше запланированных сроков.

«Станция заполнена нефтью, проведены комплексные испытания всего оборудования, оно находится под напряжением, — говорит Михаил Саяпин, заместитель генерального директора ОАО „Сибнефтепродукт“. — Было бы посуше, разрешил бы вам подняться и сфотографировать станцию сверху. Сейчас, извините, не могу — погода подкачала».

Да, налицо все прелести начала северной зимы: мокрый снег, гололед, промозглый ветер. Каково же пришлось строителям? Первый стык линейной части трубопровода был сварен 11 марта 2010 года, и с этого времени работы не прекращались ни на день. Темп — до 30 км в месяц. Вели неф-тепровод в крайне сложных условиях: 300 км магистрали составили участки зимнего строительства, 8 крупных подводных переходов, в том числе и под судоходной рекой Пякупур, около 60% трассы проходит по болотам и заболоченным участкам.

Преодолели, построили, сдали в эксплуатацию

Промежуточная НПС «Вынгапур» представляет собой ультрасовременное производство, построенное в тундре. Магистральная насосная, помещение для закрытого распределительного устройства, пожарное депо, закрытые стоянки для техники, котельная, столовая и другие объекты… Сердце станции — магистральная насосная. Все насосные агрегаты здесь отечественного производства, изготовлены в Новосибирске. Вообще свыше 90% оборудования поставлено российскими предприятиями. Все агрегаты оснащены системой вибрации, на каждом — больше десятка таких датчиков. Любое превышение показателей приводит к их автоматическому отключению и переводу нагрузки на резервные мощности. Кроме того, насосы оборудованы системой контроля утечек, а в самом помещении имеются датчики загазованности.

«Чтобы плавно проходила регулировка давления в трубе, на „Вынгапуре“ мы будем использовать частотно-регулируемый привод (раньше для этих целей использовались заслонки), — продолжает рассказ Михаил Саяпин. — Таким образом экономится электроэнергия».

Если насосная — это сердце НПС, то операторная — ее мозг. Сюда по многочисленным кабелям стекаются данные о вибрации, давлении, температуре и другие.

«Когда новоселы въезжают в квартиру, они пускают вперед кошку. А у вас как принято?» — спрашиваю строителей подрядной организации «Велесстрой», которые возводили НПС. «Мы тоже кошку пускаем, только по трубе, а потом встречаем ее в Вынгапуре», — отшучиваются те.

А если серьезно, строительство магистрали Пурпе — Самотлор велось с использованием самых современных технологий, ведь приоритетное направление проекта — экологическая безопасность транспортировки нефти. С этой целью здесь использовались трубы с повышенной ударной вязкостью, что крайне необходимо в условиях сурового северного климата. Кроме того, на всем протяжении трубопровода применена запорная арматура с максимально высоким классом герметичности.

«Значение нефтепровода Пурпе — Самотлор трудно переоценить. Эти 400 с небольшим километров трубы фактически дают жизнь новой нефтегазовой провинции, — сказал на церемонии запуска глава „Транснефти“ Николай Токарев. — Создается возможность для поставок нефти как в западном, так и в восточном направлениях, открывается перспектива освоения новых провинций, в том числе Ванкорского месторождения и месторождений Заполярья. По данным компании „Транснефть“, к 2020 году объем добычи только в этих провинциях должен составить 74–78 млн. тонн».

Министр энергетики РФ Сергей Шматко подытоживает: «Пурпе — Самотлор — только первый этап реализации масштабного инвестиционного проекта. На втором этапе планируется строительство участка из Заполярья. Появится большая транспортная система Заполярье — Самотлор протяженностью более 900 км. В этом регионе более 700 млн. подтвержденных тонн нефти, и все они будут вовлечены в промышленную разработку благодаря созданию транспортной инфраструктуры».

Старт проекта назначен на будущий год, срок исполнения — 2016 год. Впрочем, если строители сохранят темпы, ввод в эксплуатацию транспортной системы Заполярье — Самотлор состоится раньше.

Самая северная в России трубопроводная система свяжет по кратчайшему маршруту Ванкорское месторождение, месторождения Заполярья и севера Красноярского края с нефтеперерабатывающими заводами России и мировыми рынками в направлении Восточная Сибирь — Тихий океан. Это позволит существенно нарастить объемы экспорта на азиатский рынок, в том числе в Китай.

Справка

По оценке Минэнерго, стоимость проекта Заполярье — Пурпе составляет 112 млрд. рублей. Треть от этой суммы — собственные средства «Транснефти», остальное — заемные средства, в частности китайский кредит.




Как предотвратить в будущем массовые расстрелы в учебных заведениях?