Юрий Поляков в поисках ядерного чемоданчика

1 ноября на сцене МХАТа имени Горького спектаклем «Как боги» откроется международный фестиваль современной русской драмы, посвященный творчеству Юрия Полякова

На днях в редакции газеты «Мир новостей» состоялась встреча устроителей смотра с прессой, в которой принял участие и сам драматург.

Кому-то может показаться нескромным сведение фестиваля национального масштаба к творчеству одного автора. Однако факт: ни один из ныне живущих коллег Юрия Полякова не может похвастаться таким числом пьес или инсценированных прозаических произведений и их постановок не только в столицах, но буквально по всей стране, а также за рубежом.

По мнению режиссера Эдуарда Ливнева, чей спектакль «Козленок в молоке» с успехом шел 16 лет в Театре Рубена Симонова, Поляков продолжает лучшие традиции классической русской драматургии: это мастерски выстроенный сюжет и многогранно прописанные образы героев, через которые передается философское и одновременно эмоциональное осмысление мира.

Совсем недавно режиссер поставил это же произведение в Хабаровском краевом драмтеатре, где, по его словам, зрители, в отличие от московских, совсем не избалованы серьезной социальной проблематикой на сцене. Эффект был очень сильным...

С большим рассказом о своем отношении к творчеству Полякова выступила руководитель московского театра «Модернъ» Светлана Врагова. Как раз сейчас в труппе идет работа над пьесой «Женщины без границ», которая в афише этого коллектива будет называться «Они». Кстати, на сцене «Модерна» выступит и большинство приезжих участников праздника — Нижегородский театр драмы («Одноклассники»), Кировский областной театр драмы («Соврешь — умрешь»), Государственный драматический театр на Васильевском («Небо падших»), Ереванский русский театр драмы («Левая грудь Афродиты»), Городской театр Республики Венгрия, г. Кечкемет («Хомо Эректус»)...

Разумеется, большинство вопросов на встрече было обращено к самому Юрию Полякову. Писатель объяснил, почему среди его постановщиков мало молодых режиссеров:

— В моих пьесах нет специальной чернухи или самоуничижительных поддавков в расчете на западную публику: посмотрите, мол, как у нас в России все мерзко... А нынешняя молодежь слишком прагматична. Если они видят, что за традиционный театр не дают «Золотых масок», то они и связываться не будут. На самом деле мне жаль этих режиссеров. Ну свозят их работу на зарубежный фестиваль, ну задержится она в репертуаре на полгода, а потом приходит к худруку театра его директор и восклицает: Иван Иванович, не могу больше — 15% заполняемости зала... И спектакль снимают с репертуара. Но я надеюсь, ситуация в культурном пространстве поменяется. Вот сейчас лечу в Астрахань на премьеру спектакля «Как боги», который как раз ставил молодой режиссер. Интересно, что получилось.

Рассказал драматург и о своей самой свежей работе — комедии «Чемоданчик», интрига которой вертится вокруг ядерного кейса, потерянного президентом России. Согласно автору, это злая политическая сатира.

— Если и после этого кто-то из белоленточников скажет мне, что мы живем в полицейском государстве, где никакая критика властей невозможна, я плюну ему в лицо, — смело пообещал Поляков.

Завершится смотр 17 ноября спектаклем Московского театра сатиры «Хомо эректус».