Стюардесса по имени Лена

Картина после жесткой посадки Ан-24. Трудно поверить, что все 43 пассажира остались живы. И благодарить за это они должны Елену Лапуцкую. Фото из открытых источников.

Бортпроводник Елена Лапуцкая спасла 43 пассажиров и покинула горящий самолет последней


Президент Владимир Путин на днях наградил медалью Нестерова бортпроводницу Елену Лапуцкую — «за мужество, отвагу и решительность, проявленные в экстремальных условиях». Что скрыто за скупыми строками указа? Стюардесса практически в одиночку спасла 43 пассажира из охваченного пламенем самолета Ан-24. Наградами отмечены еще три члена экипажа авиакомпании «Ангара», который 27 июня нынешнего года совершил жесткую посадку на севере Бурятии. Двое из них — командир экипажа Владимир Коломин и бортмеханик Олег Барданов — посмертно награждены орденами Мужества. Второй пилот Сергей Сазонов получил медаль Нестерова.

Рейс по маршруту Иркутск — Нижнеангарск — Улан-Удэ, а затем снова в Нижнеангарск и оттуда в Иркутск поначалу проходил в штатном режиме. В этом полете планировался ввод второго пилота в качестве командира. Оценку его профессионализму должен был дать включенный в экипаж пилот — инспектор авиакомпании. В 00.20 они взлетели в Иркутске. Полет до Нижнеангарска и дальше до Улан-Удэ прошел штатно, без замечаний. А потом непогода спутала карты. Вылет откладывался с раннего утра до глубокой ночи. Экипаж пережидал непогоду в гостинице улан-удэнского аэропорта, пока наконец не получил добро на вылет в Нижнеангарск.

Вылетели уже в ночь на 27 июня. В 02.09 приступили к снижению, но через пару минут вдруг отказал левый двигатель. Экипаж, как и положено в таких ситуациях, зафлюгировал его, отключил автопилот. На аэродроме Нижнеангарска была объявлена тревога. При посадке случилось еще одно ЧП: после касания земли самолет уклонился вправо, сошел с полосы на грунт и на большой скорости, пробив ограждения аэродрома, столкнулся со зданием очистных сооружений. Вспыхнул пожар...

На видео, снятом одним из пассажиров, зафиксированы жуткие мгновения: крики, паника, полыхнувший с правого борта огонь. Мечущихся людей вернула к осознанным действиям бортпроводник Елена Лапуцкая. Вот ее рассказ: «Когда в передней части салона появился дым, я побежала к аварийным выходам. Хвост был разрушен, виднелись разломы фюзеляжа, вырвало трап. Входная дверь деформирована, мы с кем-то из пассажиров попытались ее открыть, но не смогли. Бросилась в хвост к багажной двери — ее после нескольких попыток удалось открыть. Началась эвакуация. Паника была, конечно, самолет наполнялся едким черным дымом. Наконец, выполз последний пассажир и сказал, что в салоне больше никого нет...»

Увы, командир с бортмехаником не смогли покинуть загоревшуюся кабину. При с-толкновении удар пришелся как раз в левую часть кабины, где они находились. После отчаянных и безуспешных попыток спасти коллег наглотавшийся дыма второй пилот чудом сумел выбраться через аварийный люк.

«Действия стюардессы Лены Лапуцкой просто героические, — прокомментировал «Труду» этот случай Валерий ХАЙРЮЗОВ, известный писатель, бывший пилот гражданской авиации, налетавший на таких самолетах более 10 тысяч часов. — Просто диву даешься, как хрупкая женщина нашла в себе силы преодолеть страх и совершить то, что единственно возможно в столь экстремальных обстоятельствах. Такое не каждому мужику удается. Но когда я ей об этом сказал, Лена удивилась: «О чем вы? Я просто действовала по инструкции». Не берусь давать оценку действиям экипажа — они попали в чрезвычайно сложную ситуацию. Но вопросы есть. Почему была превышена посадочная скорость? Думаю, летные тренировки в условиях отказа одного из двигателей сейчас не проводятся — раньше они практиковались. А тут еще после приземления вышли из строя тормоза...»

Мой собеседник вспомнил, что в родном Иркутском авиаотряде он однажды летал именно на том самолете, который нынешним летом совершил аварийную посадку в Нижнеангарске. Было это во время командировки на Сахалин, где Ан-24 тогда выполнял рейсы на Итуруп. Хайрюзов обращает внимание на солидный возраст самолета, который эксплуатировался с 1977 года. Это не предельный возраст для машины, если регламентные работы проводятся качественно и в срок. Увы, совершивший аварийную посадку Ан-24 восстановлению не подлежит.

А стюардесса Елена Лапуцкая продолжает летать. Она работает в небе уже 17-й год. В том, что остались в живых все пассажиры Ан-24 после жесткой посадки, ее заслуга. После того как она последней покинула пылающий самолет, в больнице Нижнеангарска медики обнаружили у нее перелом ребер и многочисленные ушибы и синяки. Правда, в те минуты она боли не чувствовала. Выбравшись из горящих обломков самолета, она первым делом попросила мобильный телефон, чтобы позвонить матери и сыну.

А в это время

Лауреат Международной авиационной премии «Авиация глазами журналиста» Валерий Хайрюзов (на фото) уверен, что подвиг иркутской стюардессы достоин того, чтобы о нем узнали люди. Автор множества книг и фильмов о людях крылатой профессии, он тут же, по горячим следам, собрался снять о Елене Лапуцкой документальный фильм. Но когда в назначенное время на оговоренное заранее место прибыла съемочная группа, Хайрюзова попросили зачехлить камеру. Ему пришла эсэмэска: «Нет разрешения авиационного начальства». Возможно, не хотят огласки некоторых обстоятельств. Есть вопросы, на которые мало желающих отвечать. Например, почему здание очистных сооружений было возведено на не положенном для аэродрома месте? По этому поводу даже был суд, но на его решение местные власти махнули рукой... Получается, как всегда: самоотверженность и героизм одних рядом с безответственностью других. Но тех и других страна должна знать в лицо!



На Украине предложили отмечать «годовщину сожжения Москвы» в 1571 году крымским ханом Девлет-Гиреем.