От текста - к сексу

«Текст» Клима Шипенко - гибрид криминального боевика и социальной драмы, «Верность» Нигины Сайфуллаевой социальных проблем чурается. Постеры с сайта kinopoisk.ru

На экраны вышли два кассовых хита российского производства, снятые молодыми режиссерами


Нынешний год складывается пока неудачно для нашего кино. Мало было побед на крупных международных кинофестивалях. И вот уже несколько месяцев кряду наши фильмы проваливаются в прокате. Но ближе к концу года ситуация, кажется, начинает меняться к лучшему. В эти дни на экраны вышли два фильма, которые могут стать зрительскими хитами. Оба, что отрадно, сняты молодыми режиссерами. Оба напечатаны большими тиражами.

«Текст» Клима Шипенко был обречен на повышенный зрительский интерес хотя бы потому, что поставлен по роману Дмитрия Глуховского, ставшему международным бестселлером. Роман переведен на 20 языков, издан во всех европейских странах. За два года после первой публикации «Текст» выдержал несколько переизданий в России. У книги есть армия фанатов, которая в любом случае пойдет и уже идет на фильм (за первый уик-энд «Текст» собрал в прокате 95 млн рублей, значительно превзойдя затраты на свое производство).

Самое интересное, что еще в 2011-м Глуховский написал по этому сюжету сценарий фильма, но тогда он показался киношникам «депрессивным». В итоге автор переделал сценарий в книгу, которая нынче бумерангом вернулась на экран, обретя по ходу дела жгучую актуальность — не только художественную, но даже политическую. История студента Ильи Горюнова, которому полицейские подбросили наркотики и упекли в тюрьму (так в книге и фильме), едва ли не в деталях совпала с недавним громким «делом журналиста Ивана Голунова». Известного столичного репортера коллегам, общественности удалось отбить, а никому не нужный студент Илья Горюнов отправился на семь лет в северные края.

В первых кадрах фильма Илья (в его роли популярнейший Александр Петров) выходит из тюрьмы, которая съела его лучшие молодые годы. На воле героя ожидают смерть от сердечного приступа матери, предательство любимой девушки, опасливое равнодушие друзей. В порыве праведного гнева Илья находит своего обидчика, в прошлом лейтенанта, а теперь майора Петра Хазина (Иван Янковский), чтобы посмотреть ему в глаза и хотя бы услышать «жалкий лепет оправданья».

Но мирного разговора не получится — Илья, сам того не желая, в пылу вспыхнувшей перепалки, а затем драки убьет мента. Завладев его смартфоном и пытаясь выкрутиться из гибельной ситуации, Илья с головой погрузится в чужую жизнь, полную служебных и личных тайн, лицемерия, лжи, разврата, преступлений. Выяснится, что Хазин, офицер полиции и сын генерала МВД, не столько боролся с наркотической заразой, сколько крышевал преступный бизнес, да и сам в охотку потреблял зелье.

Начавшись как криминальный боевик, фильм перерастает в напряженный социально-психологический триллер. А к финалу, ничуть не теряя сюжетной остроты, «Текст» превратится в безжалостно точный портрет нашего общества, в котором царят культ беззакония, глумления сильных над слабыми, богатых — над неимущими, властей предержащих — над бесправными. По ходу сюжета меняется и картинка: утопающая в грязной снежной каше подмосковная Лобня, где в панельной хрущобе живет герой, вытесняется дорогими ресторанами, отелями, курортами, где обитают сильные мира сего.

«Текст», безусловно, один из лучших фильмов уходящего года. Надеюсь, у него будет удачная экранная судьба, в том числе и международная. Жаль, вышедшая в прокат «запиканная» версия фильма (мне на пресс-показе удалось посмотреть авторский вариант «Текста») лишилась экспрессивной обсценной лексики, которая по-своему характеризует отношение героя (а возможно, и авторов фильма) к нашей доблестной правоохранительной системе. Да и ко всей сегодняшней реальности, где о законности и справедливости не всегда получается говорить без мата...

В отличие от «Текста», фильм «Верность» в постановке Нигины Сайфуллаевой, вышедший вчера на экраны, чурается социальных проблем. Это камерное кино об интимном мире одной среднестатистической семьи (не обязательно, кстати, российской), неслучайно живущей в насквозь европеизированном Калининграде. Лена — гинеколог в частной клинике. Сергей — актер местного театра, ежевечерне целующийся на сцене с партнершей. Фильм первоначально назывался «Ревность», что, на мой вкус, для прокатных перспектив было бы предпочтительнее. Но мог бы называться и «Неверность». Ибо он рассказывает именно об этом: о ревности, измене, неверности и сопутствующей им лжи.

Это фильм какой-то беспримерной, обнаженной (во всех смыслах слова) смелости, яростной чувственности. Едва ли не впервые в нашем кино в «Верности» так откровенно трактуется тема женской сексуальности, женских желаний. Главная героиня (тонкая, очаровательно-женственная Евгения Громова) не хочет мириться с прелостью, приелостью чувств. С тем, что страсти первых лет супружества со временем сменились дежурным, равнодушным вниманием.

Предполагая, что ее муж (неожиданная, без привычных комедийных красок роль Александра Паля) завел роман с той самой сценической партнершей, она, чтобы освободиться от своей зависимости от него, изменяет супругу с первым встречным, потом со вторым — в гостиничном номере, потом на пляже. Это раскрепощает, разжигает чувственность, но и вымывает любовь к мужу, ставит под угрозу само существование их внешне идеального брака. Приобретенный на стороне опыт оказывается токсичным. Без моральных потерь, без душевных ран из него не выбраться ни самой Елене, ни оскорбленному и все еще влюбленному в нее мужу...

Удастся ли героям фильма преодолеть семейный кризис, разобраться в себе, в своих интимных сложностях и чувствах? Или они навсегда останутся травмированы этой изменой, переломившей их жизнь на до и после? Или они вовсе разбегутся в разные стороны в поиске острых сексуальных ощущений? Фильм не дает ответа, предлагая зрителям самим задуматься над этой вроде бы банальной коллизией.

Хотя, замечу сразу, смотреть «Верность» в большом зале многим будет непросто. Беспрецедентная откровенность постельных сцен вкупе с непривычной для нашего экрана «физиологической» лексикой (не рискну здесь ее повторить) может вызывать у ветеранов сексуального движения нервную икоту. А как отреагирует на эту смелую экранную провокацию нынешняя раскованная, все знающая и умеющая молодежь, прокат покажет.

P.S. Фильм «Верность» приглашен в программу престижного Роттердамского кинофестиваля.

Михаил 05 Ноября 2019, 03:03
P.S. "Фильм «Верность» приглашен в программу престижного Роттердамского кинофестиваля. "
Верный признак помоев. Рекомендуется для тех, кто хочет проблеваться.
Нештатный сексолог 01 Ноября 2019, 11:59
Раньше у нас секса не было, теперь он в большом количестве появился.



Россия победила алкоголизм, считает французская газета Le Monde. Так ли это?